
Александра

Эльза, принцесса Брабантская – Александра Халилеева.
Опера «Лоэнгрин» Р. Вагнера.
Дирижёр О. М. Брон, режиссёр В. А. Лосский, художник С. Б. Вирсаладзе (1941).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Маргарита – Александра Халилеева.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр Н. В. Смолич, художник В. М. Ходасевич, балетмейстер Л. М. Лавровский (1949).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Маргарита – Александра Халилеева.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр Н. В. Смолич, художник В. М. Ходасевич, балетмейстер Л. М. Лавровский (1949).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Маргарита – Александра Халилеева.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр Н. В. Смолич, художник В. М. Ходасевич, балетмейстер Л. М. Лавровский (1949).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Маргарита – Александра Халилеева.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр Н. В. Смолич, художник В. М. Ходасевич, балетмейстер Л. М. Лавровский (1949).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Царевна-Лебедь – Александра Халилеева.
Опера «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.
Дирижёр А. М. Пазовский, режиссёр В. А. Лосский, художники И. Я. Билибин и А. В. Щекотихина-Потоцкая (1937, возобновлён Н. Н. Гладковским в 1948).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Людмила – Александра Халилеева.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Возобновление постановки О. О. Палечека и П. И. Мельникова (1904): дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёры Н. Н. Гладковский (возобновил весь спектакль) и И. Ю. Шлепянов (заново поставил отдельные сцены и эпизоды), декорации и костюмы по эскизам К. А. Коровина и А. Я. Головина (1904), танцы поставлены М. М. Фокиным (1917), возобновлены В. И. Пономарёвым.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Людмила – Александра Халилеева.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Возобновление постановки О. О. Палечека и П. И. Мельникова (1904): дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёры Н. Н. Гладковский (возобновил весь спектакль) и И. Ю. Шлепянов (заново поставил отдельные сцены и эпизоды), декорации и костюмы по эскизам К. А. Коровина и А. Я. Головина (1904), танцы поставлены М. М. Фокиным (1917), возобновлены В. И. Пономарёвым.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Возобновление постановки О. О. Палечека и П. И. Мельникова (1904): дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёры Н. Н. Гладковский (возобновил весь спектакль) и И. Ю. Шлепянов (заново поставил отдельные сцены и эпизоды), декорации и костюмы по эскизам К. А. Коровина и А. Я. Головина (1904), танцы поставлены М. М. Фокиным (1917), возобновлены В. И. Пономарёвым.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Антонида – Александра Халилеева.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Антонида – Александра Халилеева.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Виолетта – Александра Халилеева.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Дирижёр С. В. Ельцин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, художник Т. Г. Бруни (1944).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Виолетта – Александра Халилеева.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Дирижёр С. В. Ельцин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, художник Т. Г. Бруни (1944).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Виолетта – Александра Халилеева, Альфред – Иван Бугаев.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Дирижёр С. В. Ельцин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, художник Т. Г. Бруни (1944).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Луиза – Александра Халилеева.
Опера «Дуэнья» (Обручение в монастыре) С. С. Прокофьева.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов (1946).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Тамара – Александра Халилеева.
Опера «Демон» А. Г. Рубинштейна.
Возобновление: дирижёр Д. И. Похитонов, режиссёр Н. Н. Гладковский, художники М. П. Зандин и Н. З. Мельников, балетмейстер И. Д. Бельский (1949).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Тамара – Александра Халилеева.
Опера «Демон» А. Г. Рубинштейна.
Возобновление: дирижёр Д. И. Похитонов, режиссёр Н. Н. Гладковский, художники М. П. Зандин и Н. З. Мельников, балетмейстер И. Д. Бельский (1949).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Тамара – Александра Халилеева.
Опера «Демон» А. Г. Рубинштейна.
Возобновление: дирижёр Д. И. Похитонов, режиссёр Н. Н. Гладковский, художники М. П. Зандин и Н. З. Мельников, балетмейстер И. Д. Бельский (1949).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Тамара – Александра Халилеева.
Опера «Демон» А. Г. Рубинштейна.
Возобновление: дирижёр Д. И. Похитонов, режиссёр Н. Н. Гладковский, художники М. П. Зандин и Н. З. Мельников, балетмейстер И. Д. Бельский (1949).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Микаэла – Александра Халилеева.
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр П. И. Руманцев, художник С. Б. Вирсаладзе, балетмейстер В. М. Чабукиани (1948).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Микаэла – Александра Халилеева.
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр П. И. Руманцев, художник С. Б. Вирсаладзе, балетмейстер В. М. Чабукиани (1948).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Ирина Шаховская – Александра Халилеева.
Опера «Иван Болотников» Л. Б. Степанова.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, художник А. И. Константиновский (1951).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Ирина Шаховская – Александра Халилеева, Иван Болотников – Лаврентий Ярошенко.
Опера «Иван Болотников» Л. Б. Степанова.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, художник А. И. Константиновский (1951).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
Фотограф П. В. Федотов.

Михей – Павел Журавленко, Степанида – Софья Преображенская, Наташа – Александра Халилеева.
Опера «Князь-озеро» И. И. Дзержинского.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов (1947).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Сергей Касаткин – Лаврентий Ярошенко, Наташа – Александра Халилеева.
Опера «Князь-озеро» И. И. Дзержинского.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов (1947).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Дирижёр С. В. Ельцин, режиссёр Н. Н. Гладковский, художник М. А. Григорьев, балетмейстер В. И. Пономарёв (1946, возобновление).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Оперная певица (лирико-колоратурное сопрано). Народная
артистка РСФСР (1947). В 1932 окончила Московскую
консерваторию по классу пения уВ. Е. Егорова,в 1934-1936 – училась в аспирантуре Ленинградской консерватории
(руководителиЗ. П. Лодий и Е. А. Вронская).Учась в аспирантуре, пела в Оперной студии консерватории.
Исполнила партии:
- Агата (Волшебный стрелок)
- Адина (Любовный напиток)
- Маргарита (Фауст)
- Мария (Пан воевода)
- Марфа (Царская невеста).
В 1936-1960 – солистка Ленинградского государственного академического театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
Исполнила партии:
- Амина (Емельян Пугачёв)
- Антонида (Иван Сусанин)
- Виолетта (Травиата)
- Волхова (Садко)
- Джильда (Риголетто)
- Донна Анна (Дон Жуан)
- Ирина Шаховская (Иван Болотников)
- Луиза (Дуэнья)
- Людмила (Руслан и Людмила)
- Маргарита (Фауст)
- Мерседес (Кармен)
- Микаэла (Кармен)
- Наташа (Князь-озеро)
- Недда (Паяцы)
- Памина (Волшебная флейта), концертное исполнение на сцене БЗ Ленинградской филармонии, 1938
- Первая девушка (В бурю)
- Прилепа (Пиковая дама)
- Сирин (Сказание о невидимом граде Китеже)
- Тамара (Демон)
- Фраскита (Кармен)
- Царевна-Лебедь (Сказка о царе Салтане)
- Шура (Броненосец «Потёмкин»)
- Эльза (Лоэнгрин).
Вела концертную деятельность, гастролировала за рубежом. В 1956-1960 преподавала пение в Ленинградской консерватории, с 1961 – в Ленинградском дворце искусств имени К. С. Станиславского.
2 апреля 2007 года исполнилось 100 лет со дня рождения народной артистки РСФСР, солистки театра оперы и балета имени Кирова Александры Андреевны Халилеевой. Каждый из нас с большим волнением и человеческой гордостью следит за успехами окружающих нас людей и, конечно, испытываешь неподдельное чувство радости за успехи своих земляков. Шурочка Акимова родилась в деревне Большая Добрая Краснинского уезда. Училась в Краснинской школе и пела хрустально-чистым голоском на сцене Народного дома. Никого не мог оставить равнодушным этот голос. Девочку заметил режиссер драматического кружка, артист – профессионал Анатолий Круковский и привлек ее к участию в спектаклях, где Шура исполняла роли со специально включенными для нее вокальными и танцевальными номерами. Именно тогда, на сцене Краснинского Народного дома рождалась народная артистка. Но это были еще только мечты и первые шаги к делу всей ее жизни. А рядом был еще один человек – учитель литературы и музыки М. М. Халилеева, кстати, ставшая для Александры Андреевны, не только первым наставником, но и родным человеком.
В 1925 году, окончив школу–девятилетку, Александра поступает в музыкальное училище Смоленска и одновременно занимается хореографией. Еще до окончания училища она приобрела признание смоленской публики, выступая на концертах. Ей сулили большое будущее. В 1929 году – к этому времени она породнилась с семьей своей Краснинской учительницы, и стала Халилеевой – преодолев огромный конкурс, Александра стала студенткой Московской консерватории. Природная одаренность и трудолюбие позволили Александре Андреевне окончить полный курс консерватории за три года. Сначала она выступала в Москве как певица, но всегда мечтала об оперной сцене.
В 1934 году Халилеева поступает в аспирантуру Ленинградской консерватории. И с этого времени вся ее жизнь связана с Ленинградом и Ленинградским Академическим театром оперы и балета имени Кирова, где 7 января 1937 года с большим успехом прошел дебют оперной певицы. 25 лет жизни были отданы театру, где Александра Андреевна исполнила около тридцати главных оперных партий. А в любимых ролях Антониды из «Ивана Сусанина» и Виолетты из «Травиаты» она много лет не имела равных на сцене театра.
В 1939 году Александра Андреевна Халилеева была награждена орденом Знак Почета. Вслед за общественным признанием высоких артистических заслуг последовало награждение орденом Трудового Красного Знамени и присвоение звания заслуженной артистки. Это было в 1940 году, а уже в 1947 году за достижения в искусстве, Александре Андреевне присваивают звание народной артистки РСФСР.
И в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенный период Александра Андреевна ведет большую творческую деятельность. Выступает в сольных и сборных концертах по всей стране и за границей. Занимается общественной работой. В 1962 году она, в составе ленинградской концертной бригады, посетила Смоленщину. Фонды музея располагают материалами, рассказывающими о жизни и деятельности Александры Андреевны Халилеевой. Это афиша одного из ее выступлений, пластинка, фотографии, документы, записка от поклонников, письма… В Краеведческом музее имени супругов Ерашовых открыта выставка к 100-летнему юбилею знаменитой артистки.
О. Шекун. «Краснинский край» №24 от 14.02.2007

Никандр

Французский офицер – Никандр Ханаев.
Музыкально-драматической эпизод времен Парижской Коммуны «Фленго» В. Н. Цыбина.
Дирижёр Г. Г. Шейдлер, режиссёры В. А. Лосский и Ф. Ф. Эрнст, художник Р. Р. Макаров (1927).
Большой театр (Экспериментальный театр).
Фотограф М. А. Сахаров.

Герман – Никандр Ханаев.
Опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Дирижёр Н. Голованов, режиссёр Н. В. Смолич, художник В. В. Дмитриев, балетмейстер А. Чекрыгин (1931).
Большой театр.

Герман – Никандр Ханаев.
Опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Дирижёр Н. Голованов, режиссёр Н. В. Смолич, художник В. В. Дмитриев, балетмейстер А. И. Чекрыгин (1931).
Большой театр.
Фотограф М. А. Сахаров.

Голицын – Никандр Ханаев.
Опера «Хованщина» М. П. Мусоргского.
Большой театр.

Шуйский – Никандр Ханаев, Борис Годунов – Александр Пирогов.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, режиссёр Л. В. Баратов, художник Ф. Ф. Федоровский, балетмейстер Л. М. Лавровский (1946).
Большой театр, 1946.

Самозванец – Никандр Ханаев.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр Л. В. Баратов, художник Ф. Ф. Федоровский, художник по костюмам С. К. Самохвалов, балетмейстер Л. М. Лавровский (1948).
Большой театр.

Отелло – Никандр Ханаев.
Опера «Отелло» Д. Верди.
Большой театр.

Садко – Никандр Ханаев.
Опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
Дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр Б. А. Покровский, художник Ф. Ф. Федоровский, балетмейстер Л. М. Лавровский (1949).
Большой театр.

Любава – Надежда Обухова, Садко – Никандр Ханаев.
Опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
Дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр Б. А. Покровский, художник Ф. Ф. Федоровский, балетмейстер Л. М. Лавровский (1949).
Большой театр.

Григорий Мелехов – Никандр Ханаев, Аксинья – Вера Давыдова.
Опера «Тихий Дон» И. И. Дзержинского.
Дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр Н. В. Смолич, художник Ф. Ф. Федоровский, балетмейстер П. А. Гусев (1936).
Большой театр.

Григорий Мелехов – Никандр Ханаев.
Опера «Тихий Дон» И. И. Дзержинского.
Дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр Н. В. Смолич, художник Ф. Ф. Федоровский, балетмейстер П. А. Гусев (1936).
Большой театр.

Григорий Мелехов – Никандр Ханаев.
Опера «Тихий Дон» И. И. Дзержинского.
Дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр Н. В. Смолич, художник Ф. Ф. Федоровский, балетмейстер П. А. Гусев (1936).
Большой театр.

Оле Нильсен, рыбак – Никандр Ханаев.
Опера «Оле из Нордланда» М. М. Ипполитова-Иванова.
Дирижёр М. М. Ипполитов-Иванов, режиссёр В. Л. Нардов, художник М. М. Сапегин, балетмейстер Л. А. Лащилин (1928).
Большой театр.

Кунц Фогельгезанг, скорняк – Никандр Ханаев.
Опера «Нюрнбергские мастера пения» Р. Вагнера.
Дирижёр Л. П. Штейнберг, режиссёр И. М. Лапицкий, художник Ф. Ф. Федоровский, хореограф Л. А. Лащилин (1929).
Большой театр.

Зигмунд – Никандр Ханаев.
Опера «Валькирия» Р. Вагнера.
Дирижёр В. В. Небольсин, режиссёр С. М. Эйзенштейн, художник П. В. Вильямс (1940).
Большой театр.

Зигмунд – Никандр Ханаев, Зиглинда – Наталия Шпиллер.
Опера «Валькирия» Р. Вагнера.
Дирижёр В. В. Небольсин, режиссёр С. М. Эйзенштейн, художник П. В. Вильямс (1940).
Большой театр.

Андрей – Никандр Ханаев.
Опера «Прорыв» С. И. Потоцкого.
Дирижёр А. П. Чугунов, режиссёр A. П. Петровский, художник М. М. Сапегин, балетмейстер А. М. Мессерер (1930).
Большой театр.

Радамес, начальник дворцовой стражи – Никандр Ханаев.
Опера «Аида» Дж. Верди.
Дирижёр В. И. Сук, режиссёр В. А. Лосский, художник Г. Ф. Кольбе (1922).
Большой театр, 1930.

Хозе – Никандр Ханаев.
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Дирижёр В. И. Сук, режиссёр А. А. Санин, художник Ф. Ф. Федоровский, балетмейстеры А. А. Горский и Л. А. Жуков (1922).
Большой театр.

Старый Фауст – Никандр Ханаев.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Дирижёр А. Ш. Малик-Пашаев, режиссёр Н. В. Смолич, художник Я. З. Штоффер, балетмейстер Л. М. Лавровский (1949).
Большой театр.
Фотограф С. М. Мишин-Моргенштерн.

Рауль – Никандр Ханаев.
Опера «Гугеноты» Ш. Гуно.
Дирижёр А. Ш. Малик-Пашаев, режиссёр Н. В. Смолич, художник И. М. Рабинович, балетмейстер А. М. Мессерер (1934).
Большой театр.
Фотограф М. А. Сахаров.

Абесалом, наследник царя Карталинии – Никандр Ханаев.
Опера «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили.
Дирижёр А. Ш. Малик-Пашаев, режиссёр Р. Н. Симонов, художник В. Ф. Рындин, балетмейстер Д. Л. Джавришвили (1937).
Большой театр.

Этери, сирота – Елена Кругликова, Абесалом, наследник царя Карталинии – Никандр Ханаев.
Опера «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили.
Дирижёр А. Ш. Малик-Пашаев, режиссёр Р. Н. Симонов, художник В. Ф. Рындин, балетмейстер Д. Л. Джавришвили (1937).
Большой театр.

Абесалом, наследник царя Карталинии – Никандр Ханаев. Этери, сирота – Елена Кругликова.
Опера «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили.
Дирижёр А. Ш. Малик-Пашаев, режиссёр Р. Н. Симонов, художник В. Ф. Рындин, балетмейстер Д. Л. Джавришвили (1937).
Большой театр.

Князь – Никандр Ханаев.
Опера «Русалка» А. С. Даргомыжского.
Дирижёр А. П. Чугунов, режиссёр Н. М. Церетели, художник Ф. Ф. Федоровский, балетмейстеры Л. А. Лащилин и Е. И. Долинская (1931).
Большой театр.

Матюшенко – Никандр Ханаев.
Опера «Броненосец Потёмкин» О. Чишко.
Дирижёр А. Ш. Малик-Пашаев, режиссёр И. Я. Судаков, художник И. М. Рабинович (1938).
Большой театр.

Матюшенко – Никандр Ханаев.
Опера «Броненосец Потёмкин» О. Чишко.
Дирижёр А. Ш. Малик-Пашаев, режиссёр И. Я. Судаков, художник И. М. Рабинович (1938).
Большой театр.

Финн – Никандр Ханаев.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, режиссёр Р. В. Захаров, художник В. В. Дмитриев (1948).
Большой театр.

Финн – Никандр Ханаев.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, режиссёр Р. В. Захаров, художник В. В. Дмитриев (1948).
Большой театр.
Фотограф С. М. Мишин-Моргенштерн.

Финн – Никандр Ханаев.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, режиссёр Р. В. Захаров, художник В. В. Дмитриев (1948).
Большой театр.

Грайр

Канио – Грайр Ханеданьян (Одесский театр оперы и балета).
Опера «Паяцы» Р. Леонкавалло.
Дирижёр Э. П. Грикуров, постановка А. Н. Киреева, художник Т. Я. Шорр, танцы поставлены С. В. Заборским (1945).
Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета, 1968.

Самсон – Грайр Ханеданьян, Далила – Маргарита Мамсирова.
Опера «Самсон и Далила» К. Сан-Санса.
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского.

Амнерис – Маргарита Мамсирова, Радамес – Грайр Ханеданьян.
Опера «Аида» Дж. Верди.
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, 1999.

Старый иудей – Владимир Кудашев, Самсон – Грайр Ханеданьян.
Опера «Самсон и Далила» К. Сан-Санса.
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского.

Яго – Фёдор Можаев, Отелло – Грайр Ханеданьян.
Опера «Отелло» Дж. Верди.
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского.

Дездемона – Татьяна Полуэктова, Отелло – Грайр Ханеданьян.
Опера «Отелло» Дж. Верди.
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского.

Отелло – Грайр Ханеданьян, Дездемона – Эмилия Цаллагова.
Опера «Отелло» Дж. Верди.
Северо-Осетинский государственный академический театр оперы и балета.

Канио – Грайр Ханеданьян, Недда – Лариса Марзоева.
Опера «Паяцы» Р. Леонкавалло.
Северо-Осетинский государственный академический театр оперы и балета.

Амнерис – Зинаида Кабанова, Радамес – Грайр Ханеданьян.
Опера «Аида» Дж. Верди.
Одесский театр оперы и балета, 1969.

Каварадосси – Грайр Ханеданьян.
Опера «Флория Тоска» Дж. Пуччини.
Одесский театр оперы и балета.

Каварадосси – Грайр Ханеданьян, Анджелотти – Анатолий Леушкин.
Опера «Флория Тоска» Дж. Пуччини.
Узбекский театр оперы и балета имени А. Навои.

Микаэла – А. Рябова, Хозе – Грайр Ханеданьян.
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Узбекский театр оперы и балета имени А. Навои.

Микаэла – Нелли Мельник, Хозе – Грайр Ханеданьян.
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Одесский театр оперы и балета.

Кармен – Елена Черней (Румыния), Хозе – Грайр Ханеданьян.
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Одесский театр оперы и балета.

Финн – Грайр Ханеданьян.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Мариинский театр.

Надежда

Джильда – Надежда Харадзе.
Опера «Риголетто» Дж. Верди.
Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили.

Виолетта – Надежда Харадзе, Альфред – Николай Тимченко (Большой театр).
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили.

Мариха, сестра Абесалома – Надежда Харадзе.
Опера «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили.
Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили.

Алевтина

Микаэла – Алевтина Холмина.
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр П. И. Руманцев, художник С. Б. Вирсаладзе, балетмейстер В. М. Чабукиани (1948).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Ксения – Алевтина Холмина.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Виолетта – Алевтина Холмина.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Антонида – Алевтина Холмина, Иван Сусанин – Николай Константинов.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Богдан Собинин – Михаил Крутяков, Ваня – Людмила Грудина, Иван Сусанин – Иван Яшугин, Антонида – Алевтина Холмина.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Певица (сопрано). Окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Пела в Оперной студии консерватории (Джильда «Риголетто»). В 1935-1957 – солистка Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова.
Исполнила партии:
- Антонида («Иван Сусанин» М. И. Глинки)
- Антонина («Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского)
- Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
- Графиня Чепрано («Риголетто» Дж. Верди)
- Джильда («Риголетто» Дж. Верди)
- Жрица («Аида» Дж. Верди)
- Ксения («Борис Годунов» М. П. Мусоргского)
- Луиза («Дуэнья» С. С. Прокофьева)
- Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
- Микаэла («Кармен» Ж. Бизе)
- Настя («Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского)
- Первая придворная дама («Гугеноты» Дж. Мейербера)
- Прилепа («Пиковая дама» П. И. Чайковского)
- Фраскита («Кармен» Ж. Бизе)
- Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»Н. А. Римского-Корсакова).

Александр

Опера «Вражья сила» А. Н. Серова.
Дирижёр К. П. Кондрашин, режиссёр Б. А. Покровский, художник В. В. Дмитриев (1947)
Большой театр.

Опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
Дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр Б. А. Покровский, художник Ф. Ф. Федоровский, балетмейстер Л. М. Лавровский (1949).
Большой театр.
Фотограф С. И. Мишин-Моргенштерн.

Оперный певец (тенор). В 1936-1959 – солист Большого театра.
Исполнил партии:
- Альмерик («Иоланта» П. И. Чайковского)
- Беппо («Фра-Дьяволо» Д. Обера).
- Бионделло («Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина, 1957)
- Бобыль («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)
- Вася, купеческий сын («Вражья сила» А. Н. Серова, 1947)
- Вашек («Проданная невеста» Б. Сметаны)
- Гонец («Демон» А. Г. Рубинштейна)
- Гонец («Иван Сусанин» М. И. Глинки)
- Ионтек («Галька» С. Монюшко)
- Искра («Мазепа» П. И. Чайковского)
- Лыков («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова)
- Михайло Туча («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова)
- Первый настоятель («Садко» Н. А. Римского-Корсакова, 1949)
- Первый патрульный («Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского, 1958)
- Председатель суда («Мать» Т. Н. Хренникова. 1957)
- Ремендадо («Кармен» Ж. Бизе)
- Финн («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
- Шуйский («Борис Годунов» М. П. Мусоргского)

Павел

Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Дирижёр И. О. Шрамек, режиссёр Н. П. Савицкий, художники К. Ф. Вальц, И. Ф. Какурин, И. Е. Куканов (1866)
Большой театр.

Опера «Тангейзер» Р. Вагнера.
Дирижёр Н. Эмануэль, режиссёр А. Д. Дмитриев, художник К. Ф. Вальц (1881).
Большой театр.

Опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Дирижёр П. И. Чайковский, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц, балетмейстер А. Н. Богданов (1889)
Большой театр.

Опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Дирижёр П. И. Чайковский, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц, балетмейстер А. Н. Богданов (1889)
Большой театр.

Опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц, П. Ф. Лебедев (1891)
Большой театр.

Опера «Черевички» П. И. Чайковского.
Дирижёр П. И. Чайковский, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц, балетмейстер А. Н. Богданов (1887)
Большой театр.

Опера «Мазепа» П. И. Чайковского.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц, В. П. Гурьянов, И. Ф. Какурин (1884)
Большой театр.

Опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал, художникии К. Ф. Вальц, И. Ф. Савицкий, И. М. Смирнов (1893)
Большой театр.

Опера «Демон» А. Г. Рубинштейна.
Большой театр.

Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Дирижёр У. И. Авранек, режиссёр А. И. Барцал, художники К. Ф. Вальц, П. Лебедев, Ф. И. Нордмарк, балетмейстер И. Н. Хлюстин (1898)
Большой театр.

Опера «Гугеноты» Дж. Мейербера.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал, художники К. Ф. Вальц, К. Гропиус, И. Ф. Савицкий (1895).
Большой театр.

Опера «Бал-маскарад» Дж. Верди.
Дирижёр Э. Бевиньяни, режиссёр А. Д. Дмитриев, декорации сборные, балетмейстер Ф. Н. Манохин (1880).
Большой театр.

Опера «Дубровский» Э. Ф. Направника.
Дирижёр Э. Ф. Направник, режиссёр Р. В. Василевский, художники К. Ф. Вальц, А. Ф. Гельцер, И. Ф. Савицкий (1895).
Большой театр.

Опера «Мелузина» И. Ю. Трубецкого.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал, художники К. Ф. Вальц, Лютке-Мейер, балетмейстер И. Мендес (1895).
Большой театр.

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал, декорации сборные (1882).
Большой театр.
Фотограф М. Н. Канарский.

Андрей

Старуха-островитянка – Людмила Грудина, Глава племени – Андрей Храмцов.
Опера «Отчаянная дорога» А. М. Маневича.
Дирижёр А. И. Климов, режиссёр Р. И. Тихомиров (1962).
Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Якубович – Андрей Храмцов.
Опера «Декабристы» Ю. А. Шапорина.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр Е. Н. Соковнин (1953).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Опера «Декабристы» Ю. А. Шапорина.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр Е. Н. Соковнин (1953).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Бартоло – Андрей Храмцов, Дон Базилио – Любомир Романчак.
Опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Дирижёр С. В. Ельцин, постановка Э. И. Каплана, художник С. Б. Вирсаладзе (1958).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Бартоло – Андрей Храмцов, Дон Базилио – Любомир Романчак.
Опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Дирижёр С. В. Ельцин, постановка Э. И. Каплана, художник С. Б. Вирсаладзе (1958).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Дон Базилио – Любомир Романчак, Бартоло – Андрей Храмцов.
Опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Дирижёр С. В. Ельцин, постановка Э. И. Каплана, художник С. Б. Вирсаладзе (1958).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Дон Базилио – Игорь Новолошников, Бартоло – Андрей Храмцов.
Опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Дирижёр С. В. Ельцин, постановка Э. И. Каплана, художник С. Б. Вирсаладзе (1958).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Опера «Орлеанская дева» П. И. Чайковского.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Опера «Девяносто третий год» Г. Г. Белова.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Труффальдино – Александр Дедик, Кухарка – Андрей Храмцов.
Опера «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева.
Дирижёр-постановщик В. А. Гергиев, режиссёр А. В. Петров (1991).
Мариинский театр. Фотограф Юлия Ларионова.

Дон Карлос – Андрей Храмцов.
Опера «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева.
Дирижёр С. В. Ельцин, режиссёр А. Н. Киреев (1961).
Мариинский театр.

Малатеста – Валерий Лебедь, Дон Паскуале – Андрей Храмцов.
Опера «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Дон Паскуале – Андрей Храмцов, Норина – София Ялышева.
Опера «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Папагено – Андрей Храмцов, Памина – София Ялышева.
Опера «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Дон Аннибале – Андрей Храмцов, Энрико, переодетый старухой – Сергей Лейферкус.
Комическая опера «Колокольчик» Г. Доницетти.
Музыкальный руководитель и дирижёр Р. Э. Лютер, режиссёр Ю. И. Александров (1979).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Энрико, в образе подвыпившего офицера – Сергей Лейферкус, Серафина – Софья Ялышева, Дон Аннибале – Андрей Храмцов, Слуга – Михаил Егоров.
Комическая опера «Колокольчик» Г. Доницетти.
Музыкальный руководитель и дирижёр Р. Э. Лютер, режиссёр Ю. И. Александров (1979).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Артисты с дирижёром-постановщиком Робертом Лютером: Энрико – Сергей Лейферкус, Серафина – Софья Ялышева, Слуга – Михаил Егоров, Мадам Роза – Таисия Кузнецова, Дон Аннибале – Андрей Храмцов.
Комическая опера «Колокольчик» Г. Доницетти.
Музыкальный руководитель и дирижёр Р. Э. Лютер, режиссёр Ю. И. Александров (1979).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Алькад – Андрей Храмцов.
Опера «Сила судьбы» Дж. Верди.
Дирижёр А. И. Климов, режиссёр Р. И. Тихомиров, художник В. И. Севастьянов, балетмейстер А. Г. Лившиц (1963).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Болстроуд, отставной шкипер торгового флота – Андрей Храмцов.
Опера «Питер Граймс» Б. Бриттена.
Дирижёр Д. Э. Далгат, постановка Р. И. Тихомирова, режиссёр М. Д. Слуцкая, оформление А. В. Цесевич, В. В. Кучеренко, А. И. Котова по мотивам эскизов Рокуэлла Кента (1965).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Варлаам – Андрей Храмцов.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Владимир Ярославич, князь Галицкий – Андрей Храмцов.
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Дирижёр С. В. Ельцин, постановка Е. Н. Соковнина, художники Н. А. Тихонова и Н. З. Мельников, танцы поставлены М. М. Фокиным и Ф. В. Лопуховым (1954).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Мюзетта – Анна Нетребко, Альциндор – Андрей Храмцов.
Опера «Богема» Дж. Пуччини.
Музыкальный руководитель Дж. Нозеда, режиссёр Й. Джадж, художник Т. Гудчайлд (2001).
Мариинский театр.

Занимался вокалом со своей матерью – народной артисткой РСФСР О. А. Кашеваровой. В 1962 окончил Ленинградскую консерваторию (класс профессора С. Н. Шапошникова). В 1960-1962 пел в Оперной студии консерватории (Валентин в "Фаусте", Грязной в "Царской невесте", Эскамильо в "Кармен"). В 1962-2007 – солист Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинского театра).
Исполнил партии:
- Адьютант Наполеона (Война и мир)
- Альберт (Вертер)
- Алькад (Сила судьбы)
- Альциндор (Богема)
- Антон (Дубровский)
- Атаманша (История Кая и Герды)
- Барон Вурмергельм (Игрок)
- Бартоло (Севильский цирюльник)
- Бертран (Орлеанская дева)
- Бертье (Война и мир)
- Болстроуд (Питер Граймс)
- Бомелий (Псковитянка)
- Бонза (Чио-Чио-сан)
- Брабантский дворянин (Лоэнгрин)
- Валентин (Фауст)
- Варлаам (Борис Годунов)
- Варсонофьев (Хованщина)
- Взводный (Судьба человека)
- Весёлый парень (Борис Годунов)
- Вестник (Иван Сусанин)
- Второй латник (Волшебная флейта)
- Второй немецкий генерал (Война и мир)
- Второй старик (Семён Котко)
- Второй стрелец (Хованщина)
- Второй штабной офицер (Война и мир)
- Высокий матрос (Оптимистическая трагедия)
- Вяземский (Псковитянка)
- Гаврила (Война и мир)
- Галицкий (Князь Игорь)
- Генерал-губернатор (Декабристы)
- Генри Эштон (Лючия ди Ламмермур)
- Глава племени островитян (Отчаянная дорога)
- Глашатай (Лоэнгрин)
- Гонец (Сказка о царе Салтане)
- Депутат (Дон Карлос)
- Длинный англичанин (Игрок)
- Дон Аннибале (Колокольчик)
- Дон Бартоло (Свадьба Фигаро)
- Дон Карлос (Обручение в монастыре)
- Дон Паскуале (Дон Паскуале)
- Дюнуа (Орлеанская дева)
- Жако (Война и мир)
- Зарецкий (Евгений Онегин)
- Златогор (Пиковая дама)
- Иезуит (Борис Годунов)
- Илюша (Октябрь)
- Князь Ромодановский (Пётр Первый)
- Комиссионер (Травиата)
- Копылов (Тихий Дон)
- Кудьма (Чародейка)
- Кухарка (Любовь к трём апельсинам)
- Лакей Болконских (Война и мир)
- Лефорт (Петр Первый)
- Лука Зиновьич (Садко)
- Лучший человек (Сказание о невидимом граде Китеже)
- Маркиз д'Обиньи (Травиата)
- Матрос (Судьба человека)
- Моралес (Кармен)
- Моряк Балтфлота (Кружевница Настя)
- Орлик (Мазепа)
- Офицер (Риголетто)
- Папагено (Волшебная флейта)
- Первый офицер (Октябрь)
- Первый старик (Семён Котко)
- Петров (Повесть об одной любви)
- Приказчик (Катерина Измайлова)
- Пристав в корчме (Борис Годунов)
- Прокурор (Мертвые души)
- Прон Оглоблин (Анна Снегина)
- Пятый иудей (Саломея)
- Работник (Огненный ангел)
- Разгоньи (Гуняди Ласло)
- Рангони (Борис Годунов)
- Робеспьер (Девяносто третий год)
- Ротный (Евгений Онегин)
- Секретарь Ленина (В бурю)
- Сильвано (Бал-маскарад)
- Сосед (Огненный ангел)
- Старший жрец (Волшебная флейта)
- Старший немец (Семён Котко)
- Старый цыган (Трубадур)
- Сурин (Пиковая дама)
- Томский (Пиковая дама)
- Третий горожанин (История Кая и Герды)
- Третий корабельщик (Сказка о царе Салтане)
- Третий разбойник (История Кая и Герды)
- Тюремщик (Тоска)
- Унтер (Катерина Измайлова)
- Федюша (В бурю)
- Феррандо (Трубадур)
- Фиорелло (Севильский цирюльник)
- Французский офицер (Война и мир)
- Хирург (Сила судьбы)
- Христоня (Тихий Дон)
- Четвёртый друг (Маяковский начинается)
- Эскамильо (Кармен)
- Юшко Велебин (Псковитянка)
- Якубович (Декабристы).
Продолжительное время был заведующим режиссёрским управлением оперы Мариинского театра.

Иван

Томский – Иван Храмцов, Герман – Иван Пичугин, Елецкий – Иван Коренев.
Опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Оперная студия Ленинградской консерватории.

Певец (баритон). Окончил Ленинградскую консерваторию в 1929 по классу пения С. Мирович. В 1929-1931 работал музыкальным педагогом в городе Гянджа (Азербайджан). В 1931-1934 – в Ленинградском радиокомитете и Обществе друзей камерной музыки, в 1934-1937 – в оперной студии Консерватории. В Оперной студии исполнил партии: Дзюба (Пан воевода), Дон Карлос (Каменный гость), Томский (Пиковая дама), Эскамильо (Кармен), лорд Кокбер (Фра-Дьяволо). С 1937 по 1947 выступал в МАЛЕГОТе и ГАТОБ имени С. М. Кирова.
Исполнил партии:
- Барон (Травиата)
- Вимбах (Жёлтая кофта)
- Второй немецкий генерал (Война и мир)
- Галицкий (Князь Игорь)
- Герцог (Ромео и Джульетта)
- Грегорио (Ромео и Джульетта)
- Грязной (Царская невеста)
- Данкайро (Кармен)
- Иезуит (Борис Годунов)
- Карнеро (Цыганский барон)
- Лакей Болконских (Война и мир)
- Марулло (Риголетто)
- Митька (Тихий Дон)
- Ночной сторож (Мейстерзингеры)
- Офицер (Мать)
- Офицер (Риголетто)
- Палагин (Мятеж)
- Пали (Цыганский барон)
- Пьяный солдат (Кола Брюньон)
- Риголетто (Риголетто)
- Солдат (Кола Брюньон)
- Старик (Тихий Дон)
- Сурин (Пиковая дама)
- Тимофей (Поднятая целина)
- Фиорелло (Севильский цирюльник).
С 1947 – сценический руководитель оперного класса кафедры оперной подготовки Консерватории, режиссёр Оперной студии Консерватории.

Елена

Татьяна – Елена Хренникова.
Опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Дирижёр П. И. Чайковский, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц, балетмейстер А. Н. Богданов (1889).
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Лиза – Елена Хренникова.
Опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц, П. Ф. Лебедев (1891)
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Княжна Ольга Токмакова – Елена Хренникова.
Опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр Р. В. Василевский, художники А. Я. Головин, Н. А. Клодт (1901)
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Княжна Ольга Токмакова – Елена Хренникова.
Опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр Р. В. Василевский, художники А. Я. Головин, Н. А. Клодт (1901)
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Настасья Микулишна – Елена Хренникова.
Опера «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр Р. В. Василевский, художники Ф. А. Лавдовский, В. С. Внуков (1903)
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Настасья Микулишна – Елена Хренникова.
Опера «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр Р. В. Василевский, художники Ф. А. Лавдовский, В. С. Внуков (1903)
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Форнарина – Елена Хренникова.
Опера «Рафаэль» А. С. Аренского.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр Р. В. Василевский, художники Ф. А. Лавдовский, В. С. Внуков (1903)
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Маргарита – Елена Хренникова.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Дирижёр И. О. Шрамек, режиссёр Н. П. Савицкий, художник К. Ф. Вальц, И. Ф. Какурин, И. Е. Куканов, Ф. Нордмарк, Ф. Шеньян, балетмейстер Ф. Н. Манохин (1866).
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Елена – Елена Хренникова.
Опера «Мефистофель» А. Бойто.
Дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц (1902)
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Брунгильда – Елена Хренникова.
Опера «Валькирия» Р. Вагнера.
Дирижёр Ф. Байдлер, режиссёр Р. В. Василевский, художник К. А. Коровин (1902)
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Шарлотта – Елена Хренникова.
Опера «Вертер» Ж. Массне.
Дирижёр У. И. Авранек, режиссёр В. П. Шкафер, декорации сборные (1904).
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Зоя
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Украинский академический театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко.

Советская певица (сопрано). Народная артистка УССР (1965). В 1956 окончила Одесскую консерваторию по классу пения у О. Н. Благовидовой. С 1956 солистка Украинского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Обладает голосом мягкого, красивого тембра и большого диапазона, ровным во всех регистрах.
Среди партий – Наталка; Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Елена ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Катерина ("Катерина" Аркаса), Наталка ("Наталка Полтавка" Лысенко), Иоланта, Маргарита, Микаэла; Леонора ("Трубадур"), Эльза ("Лоэнгрин"), Царица ночи (Волшебная флейта), Бьянка ("Укрощение строптивой" Шебалина). В концертном репертуаре певицы народные песни, романсы и песни композиторов-классиков и советских авторов.
В 1965-2011 преподавала в Киевской консерватории (с 1972 доцент, с 1984 профессор). Успешно выступала на международных конкурсах вокалистов в Женеве (1958) и Тулузе (1962), лауреат конкурса 7-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вене (1959; 1-я премия). (И. М. Лысенко. Музыкальная энциклопедия)

Соломон

Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Большой театр.

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Большой театр.

Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Большой театр.

Опера «Травиата» Д. Верди.
Большой театр.

Опера «Травиата» Д. Верди.
Большой театр.

Опера «Лакме» Л. Делиба.
Большой театр.

Опера «Демон» А. Г. Рубинштейн.
Большой театр.

Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Большой театр.

Опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Большой театр.

Опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
Большой театр.