-
Сочинения для музыкального театра.
Оперные либретто:
- Проделки Майсары (комическая опера С. А. Юдакова в 3 действиях, 4 картинах; либретто совместно с Музаффаром Мухамедовым по мотивам одноименной пьесы Хамзы Хаким-Заде Ниязи, русский текст С. Б. Болотина и Т. С. Сикорской; премьера 9 января 1959 в Узбекском ТОБ).
- Тахир и Зухра (опера Т. Джалилова, соавтор Б. В. Бровцын, на основе узбекского народного дастана (сказания), 1949; 2-я редакция 1955).
-
Сочинения для музыкального театра.
Балеты:
- Белая кошечка (одноактный балет, 26 июля 1830, Новый театр, Париж);
- Фауст (гранд-балет в 3-х действиях; хореография и либретто Андре Дешейе (André-Jean-Jacques Deshayes); премьера - 16 февраля 1833, Королевский театр, Лондон);
-
Дева Дуная (балет-пантомима
в 2-х действиях, 4 картинах;
хореография Филиппо Тальони,
либретто Эжена Десмара (Eugène
Desmares)¹, премьера -
21 сентября 1836, Парижская
опера);
¹ - информация французской Википедии, в русской Википедии автором либретто назван Ф. Тальони. Э. Десмар - секретарь Ф.Тальони
- Могикане (балет-пантомима в 2 актах, либреттист Леон Галеви; премьера - Парижская опера, 5 июля 1837);
- Морской разбойник (балет-пантомима в 2 актах, 5 картинах, балетмейстер Жозеф Мазилье (Joseph Mazilier); премьера - 28 апреля (10 мая) 1840, Большой театр, Петербург);
- Жизель;
- Гентская красавица (балет-пантомима в 3 актах, 9 картинах, либретист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж; премьера - 22 июня 1842, Парижская опера);
- Своенравная жена (Парижская опера, 1845);
- Мраморная девушка (балет в 3 актах, 7 картинах, либретист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж; премьера - королевский театр Друри-Лейн, Лондон, 1845);
- Гризельда, или пять чувств (балет в 3 актах, либретист Филипп Франсуа Пинель Дюмануар, балетмейстер Жозеф Мазилье (Joseph Mazilier); премьера - Парижская опера, 16 февраля 1848);
- Крестница фей (балет-феерия в 3 актах, 7 картинах, балетмейстер Жюль Перро, либреттисты Жюль Перро и Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж; премьера - Парижская опера, 8 октября 1849);
- Орфа (балет-пантомима в 2 актах, балетмейстер Жозеф Мазилье (Joseph Mazilier); Парижская опера, 29 декабря 1852);
- Корсар.
-
На фотографии: Валентин Адашевский (стоит слева) и исполнители главных ролей балета «Девушка и смерть» В. В. Ковалёва: Девушка - В. А. Дубровина, Смерть - Н. А. Ильиченко, Саратовский ТОБ.
Постановки в Саратовском театре оперы и балета.
- Эсмеральда, балет в 2 актах 5 картинах (по роману «Собор Парижской богоматери» В. Гюго), Ц. Пуньи, либретто и хореография Ж. Перро; 1951;
- Бахчисарайский фонтан, хореографическое поэма в 4 актах с прологом и эпилогом (по одноимённой поэме А. С. Пушкина) Б. В. Асафьева, сценограф Н. Д. Волков; 1951;
- Шурале, балет в 3 актах (по мотивам татарских народных сказок и поэм Г. Тукая) Ф. З. Яруллина, инструментовка Ф. В. Витачека, сценографы А. С. Файзи и Л. В. Якобсон; 1952;
- Дон Кихот, балет Л. Минкуса; 1953;
- Весёлый обманщик, балет К. А. Корчмарёва; 1954;
- Семь красавиц, балет в 4 актах 11 картинах (по мотивам одноимённой поэмы Низами), К. Караева, сценографы Ю. И. Слонимский, И. Идаятзаде, С. Рахман; 1954;
- Лауренсия, балет А. А. Крейна; 1955;
- Штраусиана, одноактный балет на музыку И. Штрауса (музыкальная редакция В. А. Эдельмана), сценография В. П. Бурмейстера, М. Андрианова, П. А. Марков; 1957;
- Корсар, балет на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни; 1957;
- Юность, балет в 4 актах 6 картинах М. И. Чулаки, либретто Ю. И. Слонимского; 1958;
- Красный цветок, балет в 3 актах 8 картинах с апофеозом P. M. Глиэра, сценограф М. И. Курилко; 1958;
- Баядерка, балет в 4 актах 7 картинах с апофеозом, Л. Минкуса, сценографы М. И. Петипа и С. Н. Худеков; 1958;
- Египетские ночи, одноактный балет (по новелле Т. Готье «Одна ночь Клеопатры») А. С. Аренского, сценограф М. М. Фокин; 1959;
- Большой вальс, балет в 3 актах 8 картинах на музыку И. Штрауса в обработке С. М. Арбита, сценограф Н. И. Трегубов; 1959;
- Щелкунчик, балет в 2 актах (по сказке Э.Т.А.Гофмана) П. И. Чайковского, сценограф М. И. Петипа; 1959;
- Девушка и смерть, балет В. В. Ковалёва, либретто В. Т. Адашевского; 1957, дирижёр В. С. Фидлер, балетмейстер В. Т. Адашевский, художники В. П. Аксёнов, А. В. Беряков;
- Спящая красавица, фантастический балет в 3 актах 5 картинах с прологом и апофеозом (по сказкам Ш. Перро), П. И. Чайковского, сценографы И. А. Всеволожский и М. И. Петипа; 1962.
Балетмейстерские работы в Саратовском ТЮЗ:
- Сказка о царе Салтане, 1949;
- Слуга двух хозяев, 1950;
- Ромео и Джульетта, 1952;
- Золотое сердце, 1950;
- Не называя фамилий, 1954;
- Приключения Чиполлино, 1954;
-
Алевладов
АлександрРодился в Смоленске. С пяти лет учился музыке у матери-пианистки, затем поступил в кадетский корпус, где стал помощником капельмейстера духового оркестра. После смерти отца, не имея средств для поступления в консерваторию, в 1913 остётся на военной службе. Во время I-й мировой войны окончил в Петербурге артиллерийское училище и в чине подпоручика был отправлен на фронт. После револючии оставляет военную службу и возвращается в Смоленск, где становится одним из организаторов Смоленского городского оперного театра, в котором под псевдонимом Алевладов работает сначала концертмейстером, затем дирижером.
Работал дирижёром в театрах:
- Смоленска (1919-1923)
- Перми (сезоны 1926-1927, 1932-1933)
- Свердловска (сезоны 1930-1931, 1936-1937)
- Баку (сезоны 1935-1936)
- МАМТ (1938-1948)
Постановки в музыкальных театрах.
Оперы:
- Риголетто (Оперный театр имени Станиславского, 1939, дирижёр А. В. Алевладов, режиссёр П. И. Румянцев, художник М. П. Бобышев, хормейстер А. Степанов).
- Станционный смотритель (опера В. Н. Крюкова, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, 1940, дирижёр А. В. Алевладов, режиссёр П. И. Румянцев, художник А. А. Арапов).
- Бал-маскарад (Оперный театр имени Станиславского, 1940, дирижёр А. В. Алевладов, режиссёр И. М. Туманов, художник Г. Л. Кигель, хормейстер А. Степанов).
- Суворов (опера С. Н. Василенко, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, 1942, дирижёр А. В. Алевладов, режиссёр П. И. Румянцев и П. А. Марков, художник Б. И. Волков).
- Надежда Светлова (опера И. И. Дзержинского, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, 1943, дирижёр А. В. Алевладов, режиссёры П. С. Златогоров и Д. В. Камерницкий, художник В. В. Дмитриев, художник по костюмам Е. В. Дынина).
-
Сочинения для музыкального театра.
Оперы:
- Русалка ( по А. С. Пушкину, 1913, экзаменационная работа в Московской консерватории);
- Смерть Ивана Грозного (по одноимённой пьесе А. К. Толстого 1913, не окончена).
-
Сочинения для музыкального театра.
Оперы:
- Тень Филлиды (либретто М. А. Кузмина по его же рассказу, ученическая работа в Московской консерватории, не окончена);
- Два мира (по А. Н. Майкову, 1916, дипломное сочинение в Московской консерватории);
- Сорок первый (по повести Б. А. Лавренёва, 1933-1935, либретто Б. Е. Гусмана и В. Э. Морица, не окончена);
- Бэла, опера в четырех действиях (по повести М. Ю. Лермонтова, либретто Ю. Стрёмина, 1941 - 1-я редакция, пост. 2 ред. 1946, филиал Большого театра).
- Дикая Бара, опера в трех действиях (по рассказу Б. Немцовой, 1957);
- Левша, опера в двух действиях (по повести Н. С. Лескова, либретто Р. Н. Сац-Карповой и В. И. Викторова, 1974. Опера написана для Детского музыкального театра.).
-
Сочинения для музыкального театра.
Балеты:
- Левша (либретто П. Ф. Аболимова по Н. С. Лескову, 1954; премьера - Свердловский ТОБ 9 января 1955, дирижёр Э. Красовицкий, балетмейстер Я. Романовский, художник Б. Кноблок);
- Дружба юных, балет в 3-х действиях (либретто П. Ф. Аболимова и А. Буткевич, 1954-1955).
Музыкальные комедии:
- Свадьба в Малиновке (либретто Л. А. Юхвида в переводе В. Я. Типота; премьера - Московский театр оперетты 8 ноября 1937, дирижёр А. А. Залевский, постановка Г. М. Ярона, художник Н. Соболь);
- Сотый тигр, музыкальная комедия в 3-х действиях, 4-х картинах (либретто Л. О. Тарского и М. Я. Тригера; премьера - Ленинградский театр Музкомедии 21 Января 1939, дирижёр Е. М. Корнблит, режиссёр А. Б. Винер, художник В. Шкляев);
- Год спустя (либретто В. Я. Типота; премьера - Московский театр оперетты 22 августа 1940, дирижёр Г. С. Фукс-Мартин, постановка Г. М. Ярона, художники Е. Соколов и В. Рудман);
- Девушка из Барселоны (либретто И. И. Назарова и А. В. Софронова; премьера - Московский театр оперетты 6 ноября 1942, дирижёр М. Н. Жуков, постановка Г. М. Ярона, художники В. Н. Яковлев и В. В. Мешков);
- Моя Гюзель (либретто Е. М. Помещикова и Н. В. Рожкова; премьера - Московский театр оперетты 2 марта 1946, дирижёр И. Вейнбаум, постановка Г. М. Ярона);
- 101-я жена (либретто В. Я. Типота и Ш. Дадиани; 1954),
-
На фотографии: программа спектакля на открытие Большого театра в Москве 6 января 1825 года. В первом отделении спекталя был показан пролог «Торжество муз» на музыку А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева (написал первый и последний хор пролога).
Сочинения для музыкального театра.
Балеты:
- Волшебный барабан, или Продолжение волшебной флейты¹ (1827, Большой театр, Москва. Сценарий и постановка Ф. Бернаделли).
¹ - Название приведено в книге Ю.А.Бахрушина «История русского театра», 1965, Москва. Другое встречающееся название балета «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты».
Аллегорический пролог:
- Торжество муз (1824, показан 6 января 1825 в спектакле при открытии московского Большого театра; написан совместно с А. Н. Верстовским на текст М. А. Дмитриева. Перу Алябьева принадлежат первый и последний хоры Пролога).
Оперы:
- Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург), на либретто П. А. Муханова и П. Н. Арапова);
- Буря (1830-е гг.);
- Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена);
- Волшебная ночь (1838-39, не окончена, по комедии "Сон в летнюю ночь" В. Шекспира);
- Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43, опера-балет);
- Аммалат-Бек (1842-47, по "Кавказским повестям" А. А. Бестужева-Марлинского).
Оперы-водевили:
- Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером на текст Н. И. Хмельницкого, 1822, Большой театр, Петербург);
- Деревенский философ (по комедии М. Н. Загоскина, 1823, театр на Моховой, Москва);
- Хлопотун, или Дело мастера боится (по А. И. Писареву, совм. с А. Н. Верстовским, 1824, Малый театр, Москва);
- Проситель (совм. с А. Н. Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е. Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва);
- Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье (по А. И. Писареву, совм. с А. Н. Верстовским, и Ф. Е. Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва);
- Встреча дилижансов (по А. И. Писареву, совм. с А. Н. Верстовским, 1825, Большой театр, Москва);
- Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем, 1825, там же);
- Три десятки, или Новое двухдневное приключение (по А. И. Писареву, совм. с А. Н. Верстовским, 1825, там же);
- Утро и вечер, или Ветер переменился (1826);
- Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам (по Фавару, совм. с А. Н. Верстовским, 1827, Большой театр, Москва);
- Две записки, или Без вины виноват (совм. с А. Н. Верстовским, 1827, Большой театр, Москва);
- Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль (1827, Большой театр, Москва) и др.
-
Сочинения для музыкального театра.
Балеты:
- 1001 ночь (либретто И. Идаят-заде, 1948);
Оперы:
- Улдуз (либретто И. Идаят-заде, 1948);
- Севиль (либретто Т. Эюбова, по драме Д. Джабарлы; премьера - Азербайджанский ГТОБ 25 декабря 1953, дирижёр А. Бадалбейли, режиссёр М. Мамедов, художники И. Сеидова и Э. Алмас-заде; 2-я ред. май 1955).
Музыкальные комедии:
- Урек чаланлар (Похитители сердец) (либретто М. Ордубады, 1943);
- Гёзюнь айдын (Радостная весть) (либретто М. Али-заде, 1945).
-
Балетмейстерские работы.
Балеты:
- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (балет В. М. Дешевова на музыкальные темы А. К. Лядова, либретто Г. Б. Ягдфельда; 16 июня 1949, МАЛЕГОТ, дирижёр Е. М. Корнблит, балетмейстер А. Л. Андреев, эскизы декораций и костюмов выполнены мастерами товарищества «Палех» под руководством Н. М. Парилова); 1960 - Белорусский театр оперы и балета
- Корсар (балет А. Адана; 1957 - Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко);
- Красный цветок(новая редакция балета Р. М. Глиэра; 1958 - Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова);
- Мечта (балет Е. А. Глебова; 1961 - Белорусский театр оперы и балета, совместно с Н. М. Стуколкиной);
- Свет и тени (балет Г. М. Вагнера; 1963 - Белорусский театр оперы и балета, совместно с Н. М. Стуколкиной);
- Болеро (балет на музыку М. Равеля; 1963 - Белорусский театр оперы и балета, совместно с Н. М. Стуколкиной и Е. Ф. Дорофеевым; Чувашский театр оперы и балета);
- Озорные частушки (балет на музыку Р. К. Щедрина; 1973, Белорусский театр оперы и балета, совместно с Н. М. Стуколкиной);
- Дон Кихот (балет Л. Ф. Минкуса; 1960 - Львовский театр оперы и балета имени И. Франко, 1962 - Белорусский театр оперы и балета, 1970 - Узбекский театр оперы и балета имени А. Навои; все постановки совместно с Н. М. Стуколкиной);
- Живое пламя (балет С. А. Юдакова; 1970 - Узбекский театр оперы и балета имени А. Навои, совместно с Н. М. Стуколкиной);
- Лебединое озеро (балет П. И. Чайковского; 1975 - Бурятский театр оперы и балета (Улан-Удэ), совместно с Н. М. Стуколкиной);
-
Балетмейстерские работы.
Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова:
- Гаянэ (балет А. И. Хачатуряна, либретто К. Н. Державина; премьера - Пермь, 9 декабря 1942, дирижёр П. Э. Фельдт, художник-постановщик Н. И. Альтман, художник по костюмам Т. Г. Бруни; новая редакция - 13 июня 1952, дирижёр П. Э. Фельдт, художник В. И. Доррер).
Ленинградский театр Музкомедии:
- Сирень-черёмуха (оперетта В. Н. Желобинского, либретто М. О. Янковского; 25 апреля 1945, постановка Н. Я. Янета, дирижёр М. П. Воловац, художник М. Григорьев, балетмейстеры Н. А. Анисимова и Л. Д. Бейзельман).
Ленинградский Малый театр оперы и балета:
- Чудесная фата (балет С. А. Заранек, 1949)
- Шехеразада (балет в 1 действии с прологом и эпилогом на музыку Н. А. Римского-Корсакова, либретто А. Г. Хандамировой; 17 июня 1950 - балетмейстер-постановщик Н. А. Анисимова, дирижёр О. М. Берг, художник С. Б. Вирсаладзе
- Ивушка (балет О. А. Евлахова, 1957);
Башкирский театр оперы и балета:
- Журавлиная песня (балет в 4 актах Л. Б. Степанова и З. Г. Исмагилова, либретто и консультант по народным танцам Ф. А. Гаскаров, ассистент хореографа Х. Г. Сафиуллин, 20 марта 1944)
Армянский театр оперы и балета имени Спендиарова:
- Гаянэ (балет А. И. Хачатуряна, 1947).
-
Сочинения для музыкального театра.
Оперы:
- Сказание о Шота Руставели (либретто Л. Хаханашвили, А. Шаншиашвили и И. Мчедлишвили, 1910-1914; премьера - Тифлис 5 февраля 1919, дирижёр С. А. Столерман,режиссёр А. Р. Цуцунава);
- Жизнь — радость (в новой редакции - Динара) (либретто В. Л. Гуниа, 1925-1926; премьера - Тифлис 28 декабря 1927);
- Нестан (один акт оперы по поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», либретто А. Шаншиашвили, 1936).
-
Среди театральных работ:
Оформление опер:
- Пиковая дама (постановка оперы П. И. Чайковского в Большом театре 1920 года, дирижёр С. А. Кусевицкий, режиссер Н. А. Попов, художник А. А. Арапов).
- Станционный смотритель (постановка оперы В. Н. Крюкова в Оперном театре Станиславского 1940 года, дирижёр А. В. Алевладов, режиссер П. Румянцев, художник А. А. Арапов).
- Полина Гебль (1-я редакция в 2-х действиях оперы Ю. А. Шебалина «Декабристы» - Ленинград, 29 декабря 1925, ГАТОБ, дирижёр Д. И. Похитонов, режиссёр В. Раппопорт, художник А. А. Арапов).
- За Красный Петроград (опера А. П. Гладковского и Е. В. Пруссака - Ленинград, 24 апреля 1925, Малегот, дирижёр С.А.Самосуд, режиссёр Н.Петров, художник А. А. Арапов).
-
Либретто.
Оперетты:
- Полярные страсти (оперетта И. О. Дунаевского, либретто А. М. Арго и Я. М. Галицкого; Москва, 29 ноября 1929, дирижёр С. Орланский, режиссёр А. Алексеев);
- Нищий студент (оперетта в 3 действиях 4 картинах К. Миллёкера, русский текст либретто Н. Эрдмана, стихи А. М. Арго и Я. М. Галицкого);
- На крышах Берлина (оперетта Г. С. Теплицкого, по пьесе А. М. Арго и В. Серпинского; Москва, 1942, Центральный театр кукол);
Оперы:
- Христофор Колумб (опера С. Н. Василенко, либретто А. М. Арго и С. И. Антимонова);
- Прекрасная Елена (опера-буфф в 3 действиях Ж. Оффенбаха, новый текст либретто А. М. Арго и Н. А. Адуева; 30 апреля 1924, Большой театр, дирижёр Н. С. Голованов, режиссер Б. М. Сушкевич, художник Г. Б. Якулов, балетмейстер Л. А. Лащилин).
-
Либретто.
Оперетты:
- Луна-парк (оперетта Н. М. Стрельникова, либретто В. Е. Ардова; Москва 1929, Театр оперетты, режиссёр И. Г. Терентьев, художник Шифрин);
- Жених из посольства (музыкальная комедия в 3 действиях В. Я. Шебалина, либретто В. Е. Ардова; Свердловск, 1 августа 1942, Свердловский театр Музкомедии, дирижёр С. С. Бергольц, режиссёр Э. А. Высоцкий, художник П. К. Ершов, хормейстер И. Ф. Купрессов, балетмейстер К. А. Муллер);
-
На фотографии: Афиша премьерного показа оперы «Сон на Волге».
На фотографии: Титульный лист клавира оперы «Наль и Дамаянти».
Сочинения для музыкального театра.
Балеты:
- Египетские ночи, одноактный балет (по новелле Т. Готье «Одна ночь Клеопатры», 1900, сценография и хореография М. М. Фокина).
Оперы:
- Сон на Волге, опера в 4 действиях, 7 картинах (либретто А. С. Аренского по драме А. Н. Островского «Воевода», 1888; премьера - 21 декабря 1890 в Большом театре, дирижёр А. С. Аренский, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц, балетмейстер И. Мендес);
- Рафаэль (Сцены из эпохи Возрождения), одноактная опера (либретто А. Крюкова и М. И. Чайковского, 1894; премьера - 13 декабря 1895 в Мариинском театре);
- Наль и Дамаянти, опера в 3 действиях, 6 картинах (либретто М. И. Чайковского по стихотворной повести В. А. Жуковского, написанной по мотивам эпоса «Махабхарата», 1903; премьера - 9 января 1904 в Большом театре, дирижёр И. К. Альтани, режиссер Р. В. Василевский, художник К. А. Коровин, балетмейстер А. И. Горский).
-
Сочинения для музыкального театра.
Балеты:
- Белая лилия (1910, поставлен в «Народном Доме» (Санкт-Петербург) в 1915, дирижёр С. А. Самосуд, хореограф Н. Г. Легат);
- Пьеро и маски (сценарий Б. Романова, 1914);
- Ледяная дева (1918, балет в 3 актах 5 картинах с прологом и эпилогом на музыку Э. Грига в обработке Б. В. Асафьева, сценарист и балетмейстер Ф. В. Лопухов; 27 апреля 1927 - Ленинградский театр оперы и балета, художник А. Я. Головин, дирижёр А. В. Гаук);
- Пламя Парижа (1932);
- Бахчисарайский фонтан (1933);
- Партизанские дни (1933, балет в 4 актах, 6 картинах, сценарий В. И. Вайнонена и В. В. Дмитриева; 10 мая 1937, Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижёр Е. А. Дубовский, художник Дмитриев);
- Утраченные иллюзии (1935);
- Кавказский пленник (1937); премьера – 14 апреля 1938, Ленинградский Малый театр оперы;
- Красавица Радда (театр "Остров танца", Москва, балетмейстер А. В. Шатин, 1937);
- Ночь перед рождеством (1937, балет в 3 актах 7 картинах, сцен. Ю. И. Слонимский; 15 июня 1938 - спектакль ЛХУ на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, балетмейстер В. А. Варковицкий, дирижёр П. Э. Фельдт, художник А. А. Коломойцев);
- Иван Болотников (1938, либретто М. М. Габовича, не завершён);
- Степан Разин (1939, либретто Н. Волкова, не инструментован);
- Ашик-Кериб (1940);
- Суламифь (1941, по одноименной новелле Куприна; премьера 16 июня 1941 г. в Свердловске);
- Граф Нулин (1941);
- Милица (1943, балет в 3 актах, сценарий А. Е. Бассехес и В. И. Голубов; 28 декабря 1947 - Пермский театр, балетмейстер А. В. Шатин, художник Д. А. Смолин, дирижёр Э. Э. Гольдберг);
- Каменный гость (1943, балет в 5 картинах по А. С. Пушкину; 26 июня 1946, выпускной спектакль ЛХУ на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, сценарист и балетмейстер Л. В. Якобсон, художник В. Г. Борискович, дирижёр Д. И. Похитонов.);
- Франческа да Римини (1943, балет в 3 актах 8 картинах с прологом, сценарий С. А. Ценина (по мотивам Данте); 30 января 1947, Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер Н. С. Холфин, художник Б. И. Волков, дирижёр В. А. Эдельман);
- Домик в Коломне (музыкально-хореографический эпизод-водевиль в 5 сценах с финалом; 1943-1945);
- Барышня-крестьянка (1945);
- Весенняя сказка (по музыкальным материалам П. И. Чайковского; 1946) и др.
Оперы:
- Золушка (1906-1915);
- Снежная королева (1907-1911);
- Казначейша (1936);
- Минин и Пожарский (1936-1938);
- Алтын-Чеч (Золотоволосая) (1938);
- Медный всадник (1939-1942) - симфония-мелодрама в 8 эпизодах с прологом и эпилогом;
- Гроза (1940);
- Пир во время чумы (1940);
- Славянская красавица (1941);
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка (1945);
-
Аустер
ЛидияСочинения для музыкального театра.
Балеты:
- Тийна, балет в 3-х действиях, 4-х картинах (либретто Л. М. Аустер и А. Сярева по драме А. Китцберга «Оборотень»; премьера - театр "Эстония" 30 декабря 1955, дирижёр К. Д. Раудсепп, постановщик Б. А. Фенстер, художник В. Хаас);
- Северный сон, балет в 3-х действиях, 6-ти картинах (либретто В. В. Гривицкаса; премьера - театр "Эстония" 3 декабря 1960, балетмейстер В. В. Гривицкас, дирижёр Н. Ярви, художник Л. Рооз, костюмы К. Клаус);
- Бэмби (либретто Ю. Вилимаа и Э. Когер по сказке Ф. Зальтена; премьера - театр "Ванемуйне");
- Ночная молотьба, хореографическая сцена (театр "Эстония", 1967);
- Ромео, Джульетта и Тьма, балет в 2-х актах (по повести Я. Отченашека, либретто Л. М. Аустер; премьера - театр "Ванемуйне", 1970).
Оперы:
- Майское утро, опера-новелла (премьера - театр "Ванемуйне", 1970).
-
Сочинения для музыкального театра.
Оперы:
- Буран (совместно с С. Н. Василенко, либретто Камиля Яшена; Узбекский театр оперы и балета имени Навои, 1939; дирижёр М. Ашрафи, режиссёр Э. Юнгвальд-Хилькевич, художник М. Гвоздиков);
- Великий канал (совместно с С. Н. Василенко, посвящена строительству Ферганского канала, либретто Камиля Яшена и М. Рахмонова; Узбекский театр оперы и балета имени Навои, 19 января 1941, дирижёр М. Ашрафи, режиссёры М. Курилко и М. Мухамедов, художник М. Курилко; 2-я редакция «Долина счастья» 1947; 3-я редакция «Великий канал» 1952, поставлена там же 4 января 1953, дирижёр М. Ашрафи, режиссёр Э. Каплан, художник М. Мусаев);
- Дилором (Диларам) (опера в 4 действиях, 7 картинах, либретто Камиля Яшена и Музаффара Мухамедова на сюжет поэмы Алишера Навои «Семь планет», русский текст А. И. Машистова; Узбекский театр оперы и балета имени Навои, 1958);
- Сердце поэта (о судьбе выдающегося узбекского поэта Фурката, либретист И. А. Султанов; Узбекский театр оперы и балета имени Навои, 1962).
Балеты:
- Амулет любви (Узбекский театр оперы и балета имени Навои, 1969).
- Тимур Малик (Узбекский театр оперы и балета имени Навои, 1970).
- Стойкость (Узбекский театр оперы и балета имени Навои, 1971).
- Любовь и меч (Узбекский театр оперы и балета имени Навои, 1973).
Страница обновлена
27.01.2025

Персоналии
