Проделки Майсары
(комическая опера
С. А. Юдакова
в 3 действиях, 4 картинах; либретто
совместно с Музаффаром Мухамедовым
по мотивам одноименной пьесы
Хамзы Хаким-Заде Ниязи,
русский текст С. Б. Болотина
и Т. С. Сикорской;
премьера 9 января 1959 в Узбекском
ТОБ).
Тахир и Зухра
(опера Т. Джалилова, соавтор
Б. В. Бровцын, на
основе узбекского народного
дастана (сказания), 1949; 2-я
редакция 1955).
Белая кошечка
(одноактный балет, 26 июля 1830,
Новый театр, Париж);
Фауст (гранд-балет
в 3-х действиях; хореография
и либретто Андре Дешейе (André-Jean-Jacques
Deshayes); премьера - 16 февраля
1833, Королевский театр, Лондон);
Дева Дуная (балет-пантомима
в 2-х действиях, 4 картинах;
хореография Филиппо Тальони,
либретто Эжена Десмара (Eugène
Desmares)¹, премьера -
21 сентября 1836, Парижская
опера);
¹ - информация
французской Википедии, в русской
Википедии автором либретто назван
Ф. Тальони. Э. Десмар
- секретарь Ф.Тальони
Могикане (балет-пантомима
в 2 актах, либреттист Леон Галеви;
премьера - Парижская опера,
5 июля 1837);
Морской разбойник
(балет-пантомима в 2 актах,
5 картинах, балетмейстер Жозеф
Мазилье (Joseph Mazilier); премьера
- 28 апреля (10 мая) 1840, Большой
театр, Петербург);
Гентская красавица
(балет-пантомима в 3 актах,
9 картинах, либретист Жюль-Анри
Вернуа де Сен-Жорж; премьера
- 22 июня 1842, Парижская опера);
Своенравная жена
(Парижская опера, 1845);
Мраморная девушка
(балет в 3 актах, 7 картинах,
либретист Жюль-Анри Вернуа де
Сен-Жорж; премьера - королевский
театр Друри-Лейн, Лондон, 1845);
Гризельда, или пять
чувств (балет в 3 актах,
либретист Филипп Франсуа Пинель
Дюмануар, балетмейстер Жозеф
Мазилье (Joseph Mazilier); премьера
- Парижская опера, 16 февраля
1848);
Крестница фей
(балет-феерия в 3 актах, 7 картинах,
балетмейстер Жюль Перро, либреттисты
Жюль Перро и Жюль-Анри Вернуа
де Сен-Жорж; премьера - Парижская
опера, 8 октября 1849);
Орфа (балет-пантомима
в 2 актах, балетмейстер Жозеф
Мазилье (Joseph Mazilier); Парижская
опера, 29 декабря 1852);
На фотографии: Валентин Адашевский (стоит
слева) и исполнители главных ролей балета
«Девушка и смерть»
В. В. Ковалёва: Девушка
- В. А. Дубровина, Смерть
- Н. А. Ильиченко, Саратовский
ТОБ.
Шурале, балет в 3
актах (по мотивам татарских
народных сказок и поэм
Г. Тукая)
Ф. З. Яруллина,
инструментовка Ф. В. Витачека,
сценографы А. С. Файзи
и
Л. В. Якобсон;
1952;
Девушка и смерть,
балет
В. В. Ковалёва,
либретто В. Т. Адашевского;
1957, дирижёр В. С. Фидлер,
балетмейстер В. Т. Адашевский,
художники В. П. Аксёнов,
А. В. Беряков;
Риголетто (Оперный
театр имени Станиславского, 1939,
дирижёр А. В. Алевладов,
режиссёр П. И. Румянцев,
художник М. П. Бобышев,
хормейстер А. Степанов).
Бал-маскарад (Оперный
театр имени Станиславского, 1940,
дирижёр А. В. Алевладов,
режиссёр И. М. Туманов,
художник Г. Л. Кигель,
хормейстер А. Степанов).
Суворов (опера
С. Н. Василенко, Музыкальный
театр имени Станиславского и Немировича-Данченко,
1942, дирижёр А. В. Алевладов,
режиссёр П. И. Румянцев
и П. А. Марков, художник
Б. И. Волков).
Надежда Светлова
(опера И. И. Дзержинского,
Музыкальный театр имени Станиславского
и Немировича-Данченко, 1943, дирижёр
А. В. Алевладов, режиссёры
П. С. Златогоров и Д. В. Камерницкий,
художник В. В. Дмитриев,
художник по костюмам Е. В. Дынина).
Бэла, опера
в четырех действиях (по повести
М. Ю. Лермонтова,
либретто Ю. Стрёмина, 1941
- 1-я редакция, пост. 2 ред.
1946, филиал Большого театра).
Дикая Бара,
опера в трех действиях (по рассказу
Б. Немцовой, 1957);
Левша, опера
в двух действиях (по повести
Н. С. Лескова,
либретто Р. Н. Сац-Карповой
и В. И. Викторова,
1974. Опера написана для Детского
музыкального театра.).
Левша (либретто
П. Ф. Аболимова по
Н. С. Лескову,
1954; премьера - Свердловский
ТОБ 9 января 1955, дирижёр Э. Красовицкий,
балетмейстер Я. Романовский,
художник Б. Кноблок);
Дружба юных,
балет в 3-х действиях (либретто
П. Ф. Аболимова
и А. Буткевич, 1954-1955).
Музыкальные комедии:
Свадьба в Малиновке
(либретто
Л. А. Юхвида в
переводе
В. Я. Типота;
премьера - Московский театр
оперетты 8 ноября 1937, дирижёр
А. А. Залевский, постановка
Г. М. Ярона, художник
Н. Соболь);
Сотый тигр,
музыкальная комедия в 3-х действиях,
4-х картинах (либретто Л. О. Тарского
и М. Я. Тригера; премьера
- Ленинградский театр Музкомедии
21 Января 1939, дирижёр
Е. М. Корнблит,
режиссёр А. Б. Винер,
художник В. Шкляев);
Год спустя
(либретто
В. Я. Типота;
премьера - Московский театр
оперетты 22 августа 1940, дирижёр
Г. С. Фукс-Мартин,
постановка
Г. М. Ярона, художники
Е. Соколов и В. Рудман);
Девушка из Барселоны
(либретто И. И. Назарова
и
А. В. Софронова;
премьера - Московский театр
оперетты 6 ноября 1942, дирижёр
М. Н. Жуков, постановка
Г. М. Ярона, художники
В. Н. Яковлев и В. В. Мешков);
На фотографии: программа
спектакля на открытие Большого театра в
Москве 6 января 1825 года. В первом отделении
спекталя был показан пролог «Торжество
муз» на музыку А. Н. Верстовского
и А. А. Алябьева (написал первый
и последний хор пролога).
Сочинения для музыкального театра.
Балеты:
Волшебный барабан,
или Продолжение волшебной флейты¹
(1827, Большой театр, Москва.
Сценарий и постановка Ф. Бернаделли).
¹ - Название
приведено в книге Ю.А.Бахрушина «История
русского театра», 1965, Москва.
Другое встречающееся название балета «Волшебный
барабан, или Следствие Волшебной
флейты».
Аллегорический пролог:
Торжество муз
(1824, показан 6 января 1825
в спектакле при открытии московского
Большого театра; написан совместно
с А. Н. Верстовским
на текст М. А. Дмитриева.
Перу Алябьева принадлежат первый
и последний хоры Пролога).
Оперы:
Лунная ночь, или Домовые
(1822, пост. 1823, Большой театр
(Санкт-Петербург), на либретто
П. А. Муханова и П. Н. Арапова);
Буря (1830-е
гг.);
Эдвин и Оскар
(1830-е гг., не окончена);
Волшебная ночь
(1838-39, не окончена, по комедии
"Сон в летнюю ночь" В. Шекспира);
Рыбак и русалка, или
Злое зелье (1841-43,
опера-балет);
Аммалат-Бек
(1842-47, по "Кавказским повестям"
А. А. Бестужева-Марлинского).
Оперы-водевили:
Новая шалость, или
Театральное сражение
(совм. с А. Н. Верстовским
и Л. В. Маурером на
текст Н. И. Хмельницкого,
1822, Большой театр, Петербург);
Деревенский философ
(по комедии М. Н. Загоскина,
1823, театр на Моховой, Москва);
Хлопотун, или Дело
мастера боится (по А. И. Писареву,
совм. с А. Н. Верстовским,
1824, Малый театр, Москва);
Проситель (совм.
с А. Н. Верстовским,
Мих. Ю. Виельгорским
и Ф. Е. Шольцем, 1824,
театр на Моховой, Москва);
Учитель и ученик,
или В чужом пиру похмелье
(по А. И. Писареву,
совм. с А. Н. Верстовским,
и Ф. Е. Шольцем, 1824,
театр на Моховой, Москва);
Встреча дилижансов
(по А. И. Писареву,
совм. с А. Н. Верстовским,
1825, Большой театр, Москва);
Забавы калифа, или
Шутки на одни сутки (совм.
с А. Н. Верстовским
и Ф. Е. Шольцем, 1825,
там же);
Три десятки, или Новое
двухдневное приключение
(по А. И. Писареву,
совм. с А. Н. Верстовским,
1825, там же);
Утро и вечер, или
Ветер переменился (1826);
Пастушка, старушка,
волшебница, или Что нравится
женщинам (по Фавару,
совм. с А. Н. Верстовским,
1827, Большой театр, Москва);
Две записки, или Без
вины виноват (совм. с
А. Н. Верстовским,
1827, Большой театр, Москва);
Молодая мать и жених
в 48 лет, или Домашний спектакль
(1827, Большой театр, Москва)
Севиль (либретто
Т. Эюбова, по драме Д. Джабарлы;
премьера - Азербайджанский ГТОБ
25 декабря 1953, дирижёр А. Бадалбейли,
режиссёр М. Мамедов, художники
И. Сеидова и Э. Алмас-заде;
2-я ред. май 1955).
Музыкальные комедии:
Урек чаланлар (Похитители
сердец) (либретто М. Ордубады,
1943);
Гёзюнь айдын (Радостная
весть) (либретто М. Али-заде,
1945).
Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях (балет
В. М. Дешевова
на музыкальные темы
А. К. Лядова,
либретто
Г. Б. Ягдфельда;
16 июня 1949, МАЛЕГОТ, дирижёр
Е. М. Корнблит,
балетмейстер
А. Л. Андреев,
эскизы декораций и костюмов
выполнены мастерами товарищества
«Палех» под руководством
Н. М. Парилова);
1960 - Белорусский театр оперы
и балета
Корсар (балет
А. Адана; 1957 - Украинский
театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко);
Красный цветок(новая редакция
балета
Р. М. Глиэра;
1958 - Ленинградский театр оперы
и балета имени С. М. Кирова);
Мечта (балет
Е. А. Глебова;
1961 - Белорусский театр оперы
и балета, совместно с Н. М. Стуколкиной);
Свет и тени
(балет Г. М. Вагнера;
1963 - Белорусский театр оперы
и балета, совместно с Н. М. Стуколкиной);
Болеро (балет
на музыку
М. Равеля; 1963 - Белорусский
театр оперы и балета, совместно
с Н. М. Стуколкиной
и Е. Ф. Дорофеевым;
Чувашский театр оперы и балета);
Озорные частушки
(балет на музыку
Р. К. Щедрина;
1973, Белорусский театр оперы
и балета, совместно с Н. М. Стуколкиной);
Дон Кихот (балет
Л. Ф. Минкуса;
1960 - Львовский театр оперы
и балета имени И. Франко,
1962 - Белорусский театр оперы
и балета, 1970 - Узбекский театр
оперы и балета имени А. Навои;
все постановки совместно с Н. М. Стуколкиной);
Живое пламя
(балет
С. А. Юдакова;
1970 - Узбекский театр оперы
и балета имени А. Навои,
совместно с Н. М. Стуколкиной);
Лебединое озеро
(балет П. И. Чайковского;
1975 - Бурятский театр оперы
и балета (Улан-Удэ), совместно
с Н. М. Стуколкиной);
Сирень-черёмуха
(оперетта
В. Н. Желобинского,
либретто
М. О. Янковского;
25 апреля 1945, постановка Н. Я. Янета,
дирижёр М. П. Воловац,
художник М. Григорьев,
балетмейстеры
Н. А. Анисимова
и Л. Д. Бейзельман).
Шехеразада
(балет в 1 действии с прологом
и эпилогом на музыку
Н. А. Римского-Корсакова,
либретто А. Г. Хандамировой;
17 июня 1950 - балетмейстер-постановщик
Н. А. Анисимова,
дирижёр О. М. Берг,
художник
С. Б. Вирсаладзе
Журавлиная песня
(балет в 4 актах
Л. Б. Степанова
и
З. Г. Исмагилова,
либретто и консультант по народным
танцам
Ф. А. Гаскаров,
ассистент хореографа Х. Г. Сафиуллин,
20 марта 1944)
Сказание о Шота Руставели
(либретто Л. Хаханашвили,
А. Шаншиашвили и И. Мчедлишвили,
1910-1914; премьера - Тифлис
5 февраля 1919, дирижёр С. А. Столерман,режиссёр
А. Р. Цуцунава);
Жизнь — радость
(в новой редакции - Динара)
(либретто В. Л. Гуниа,
1925-1926; премьера - Тифлис
28 декабря 1927);
Нестан (один
акт оперы по поэме Ш. Руставели
«Витязь в тигровой шкуре», либретто
А. Шаншиашвили, 1936).
Пиковая дама (постановка
оперы П. И. Чайковского
в Большом театре 1920 года, дирижёр
С. А. Кусевицкий, режиссер
Н. А. Попов, художник
А. А. Арапов).
Станционный смотритель
(постановка оперы В. Н. Крюкова
в Оперном театре Станиславского
1940 года, дирижёр А. В. Алевладов,
режиссер П. Румянцев, художник
А. А. Арапов).
Полина Гебль (1-я
редакция в 2-х действиях оперы Ю. А. Шебалина «Декабристы»
- Ленинград, 29 декабря 1925, ГАТОБ,
дирижёр Д. И. Похитонов,
режиссёр В. Раппопорт, художник
А. А. Арапов).
За Красный Петроград
(опера А. П. Гладковского
и Е. В. Пруссака - Ленинград,
24 апреля 1925, Малегот, дирижёр
С.А.Самосуд, режиссёр Н.Петров,
художник А. А. Арапов).
Полярные страсти
(оперетта И. О. Дунаевского,
либретто А. М. Арго и
Я. М. Галицкого; Москва,
29 ноября 1929, дирижёр С. Орланский,
режиссёр А. Алексеев);
Нищий студент (оперетта
в 3 действиях 4 картинах К. Миллёкера,
русский текст либретто Н. Эрдмана,
стихи А. М. Арго и Я. М. Галицкого);
На крышах Берлина
(оперетта Г. С. Теплицкого,
по пьесе А. М. Арго и
В. Серпинского; Москва, 1942,
Центральный театр кукол);
Оперы:
Христофор Колумб
(опера С. Н. Василенко,
либретто А. М. Арго и
С. И. Антимонова);
Прекрасная Елена
(опера-буфф в 3 действиях Ж. Оффенбаха,
новый текст либретто А. М. Арго
и Н. А. Адуева; 30 апреля
1924, Большой театр, дирижёр Н. С. Голованов,
режиссер Б. М. Сушкевич,
художник Г. Б. Якулов,
балетмейстер Л. А. Лащилин).
Луна-парк (оперетта
Н. М. Стрельникова,
либретто В. Е. Ардова;
Москва 1929, Театр оперетты,
режиссёр
И. Г. Терентьев,
художник Шифрин);
Жених из посольства
(музыкальная комедия в 3 действиях
В. Я. Шебалина,
либретто
В. Е. Ардова;
Свердловск, 1 августа 1942,
Свердловский театр Музкомедии,
дирижёр С. С. Бергольц,
режиссёр
Э. А. Высоцкий,
художник
П. К. Ершов, хормейстер
И. Ф. Купрессов,
балетмейстер
К. А. Муллер);
На фотографии: Афиша премьерного
показа оперы «Сон на Волге».
На фотографии: Титульный
лист клавира оперы «Наль и Дамаянти».
Сочинения для музыкального театра.
Балеты:
Египетские ночи,
одноактный балет (по новелле
Т. Готье «Одна ночь Клеопатры»,
1900, сценография и хореография
М. М. Фокина).
Оперы:
Сон на Волге,
опера в 4 действиях, 7 картинах
(либретто А. С. Аренского
по драме А. Н. Островского
«Воевода», 1888; премьера -
21 декабря 1890 в Большом театре,
дирижёр А. С. Аренский,
режиссёр А. И. Барцал,
художник К. Ф. Вальц,
балетмейстер И. Мендес);
Рафаэль (Сцены из
эпохи Возрождения), одноактная
опера (либретто А. Крюкова
и М. И. Чайковского,
1894; премьера - 13 декабря
1895 в Мариинском театре);
Наль и Дамаянти,
опера в 3 действиях, 6 картинах
(либретто М. И. Чайковского
по стихотворной повести В. А. Жуковского,
написанной по мотивам эпоса
«Махабхарата», 1903; премьера
- 9 января 1904 в Большом театре,
дирижёр И. К. Альтани,
режиссер Р. В. Василевский,
художник К. А. Коровин,
балетмейстер А. И. Горский).
Белая лилия
(1910, поставлен в «Народном
Доме» (Санкт-Петербург)
в 1915, дирижёр С. А. Самосуд,
хореограф Н. Г. Легат);
Пьеро и маски
(сценарий Б. Романова,
1914);
Ледяная дева
(1918, балет в 3 актах 5 картинах
с прологом и эпилогом на музыку
Э. Грига в обработке Б. В. Асафьева,
сценарист и балетмейстер Ф. В. Лопухов;
27 апреля 1927 - Ленинградский
театр оперы и балета, художник
А. Я. Головин, дирижёр
А. В. Гаук);
Партизанские дни
(1933, балет в 4 актах, 6 картинах,
сценарий В. И. Вайнонена
и В. В. Дмитриева;
10 мая 1937, Ленинградский театр
оперы и балета имени Кирова,
балетмейстер В. И. Вайнонен,
дирижёр Е. А. Дубовский,
художник Дмитриев);
Кавказский пленник
(1937); премьера – 14 апреля 1938, Ленинградский Малый театр оперы;
Красавица Радда
(театр "Остров танца", Москва,
балетмейстер А. В. Шатин,
1937);
Ночь перед рождеством
(1937, балет в 3 актах 7 картинах,
сцен. Ю. И. Слонимский;
15 июня 1938 - спектакль ЛХУ
на сцене Ленинградского театра
оперы и балета имени Кирова,
балетмейстер В. А. Варковицкий,
дирижёр П. Э. Фельдт,
художник А. А. Коломойцев);
Иван Болотников
(1938, либретто М. М. Габовича,
не завершён);
Степан Разин
(1939, либретто Н. Волкова,
не инструментован);
Ашик-Кериб
(1940);
Суламифь (1941,
по одноименной новелле Куприна;
премьера 16 июня 1941 г. в Свердловске);
Граф Нулин
(1941);
Милица (1943,
балет в 3 актах, сценарий А. Е. Бассехес
и В. И. Голубов; 28
декабря 1947 - Пермский театр,
балетмейстер А. В. Шатин,
художник Д. А. Смолин,
дирижёр Э. Э. Гольдберг);
Каменный гость
(1943, балет в 5 картинах по
А. С. Пушкину; 26
июня 1946, выпускной спектакль
ЛХУ на сцене Ленинградского
театра оперы и балета имени
С. М. Кирова, сценарист
и балетмейстер Л. В. Якобсон,
художник В. Г. Борискович,
дирижёр Д. И. Похитонов.);
Франческа да Римини
(1943, балет в 3 актах 8 картинах
с прологом, сценарий С. А. Ценина
(по мотивам Данте); 30 января
1947, Театр имени Станиславского
и Немировича-Данченко, балетмейстер
Н. С. Холфин, художник
Б. И. Волков, дирижёр
В. А. Эдельман);
Домик в Коломне
(музыкально-хореографический
эпизод-водевиль в 5 сценах с
финалом; 1943-1945);
Весенняя сказка
(по музыкальным материалам П. И. Чайковского;
1946) и др.
Оперы:
Золушка (1906-1915);
Снежная королева
(1907-1911);
Казначейша
(1936);
Минин и Пожарский
(1936-1938);
Алтын-Чеч (Золотоволосая)
(1938);
Медный всадник
(1939-1942) - симфония-мелодрама
в 8 эпизодах с прологом и эпилогом;
Гроза (1940);
Пир во время чумы
(1940);
Славянская красавица
(1941);
Сестрица Аленушка
и братец Иванушка (1945);
Аустер Лидия
Сочинения для музыкального театра.
Балеты:
Тийна, балет
в 3-х действиях, 4-х картинах
(либретто Л. М. Аустер
и А. Сярева по драме
А. Китцберга «Оборотень»;
премьера - театр "Эстония" 30
декабря 1955, дирижёр
К. Д. Раудсепп,
постановщик
Б. А. Фенстер,
художник В. Хаас);
Северный сон,
балет в 3-х действиях, 6-ти
картинах (либретто В. В. Гривицкаса;
премьера - театр "Эстония" 3
декабря 1960, балетмейстер В. В. Гривицкас,
дирижёр Н. Ярви, художник
Л. Рооз, костюмы К. Клаус);
Бэмби (либретто
Ю. Вилимаа и Э. Когер
по сказке Ф. Зальтена;
премьера - театр "Ванемуйне");
Великий канал
(совместно с С. Н. Василенко,
посвящена строительству Ферганского
канала, либретто
Камиля Яшена и М. Рахмонова;
Узбекский театр оперы и балета
имени Навои, 19 января 1941,
дирижёр
М. Ашрафи, режиссёры
М. Курилко и М. Мухамедов,
художник
М. Курилко; 2-я редакция
«Долина счастья» 1947; 3-я редакция
«Великий канал» 1952, поставлена
там же 4 января 1953, дирижёр
М. Ашрафи, режиссёр
Э. Каплан, художник М. Мусаев);
Дилором (Диларам)
(опера в 4 действиях, 7 картинах,
либретто
Камиля Яшена и Музаффара
Мухамедова на сюжет поэмы
Алишера Навои «Семь планет»,
русский текст А. И. Машистова;
Узбекский театр оперы и балета
имени Навои, 1958);
Сердце поэта
(о судьбе выдающегося узбекского
поэта Фурката, либретист И. А. Султанов;
Узбекский театр оперы и балета
имени Навои, 1962).
Балеты:
Амулет любви
(Узбекский театр оперы и балета
имени Навои, 1969).
Тимур Малик
(Узбекский театр оперы и балета
имени Навои, 1970).
Стойкость (Узбекский
театр оперы и балета имени Навои,
1971).
Любовь и меч
(Узбекский театр оперы и балета
имени Навои, 1973).