Медный всадник
Балет. Композитор Р. М. Глиэр, либретто П. Ф. Аболимова.
Постановка в Ленинградском ГАТОиБ имени С. М. Кирова:
премьера балета – 14 марта 1949.
Хореограф-постановщик
Р. В. Захаров;
Дирижёр
Е. А. Дубовской;
Художник
М. П. Бобышов,
декорации по его эскизам писала
Т. Г. Старженецкая.
В разные годы партии исполняли:
- Евгений – Константин Сергеев, затем Борис Брегвадзе, Всеволод Ухов, Константин Шатилов, Николай Зубковский (1951), Александр Грибов, Олег Соколов, Марат Даукаев, Игорь Чернышёв, Валерий Панов, Андрей Босов;
- Параша – Наталия Дудинская, затем Татьяна Вечеслова, Нонна Ястребова, Фея Балабина, Алла Шелест, Нинель Кургапкина, Эмма Минчёнок, Ксения Тер-Степанова, Надежда Красношеева, Алла Сизова, Любовь Войшнис, Галина Иванова, Галина Кириллова, Татьяна Васильева;
- Мать Параши – Ираида Утретская;
- Пётр I – Ростислав Славянинов, Всеволод Ухов;
- Меншиков – Всеволод Ухов, Николай Остальцов;
- Шут – Александр Лившиц, Юрий Умрихин, Владимир Фидлер, Александр Павловский;
- Уличная танцовщица – Виктория Потёмкина;
- Арлекин – Василий Иванов, Константин Шатилов, Юрий Умрихин, Владлен Землемеров;
- Коломбина – Фея Балабина, Людмила Мельникова, Нина Железнова, Татьяна Легат, Любовь Войшнис, Галина Иванова, Ольга Иордан, Людмила Семеняка (1970);
- Царица бала – Алла Шелест, Татьяна Легат, Инна Зубковская, Нина Груздева, Маргарита Алфимова, Алла Осипенко (1951), Нинель Петрова, Ксения Тер-Степанова, Калерия Федичева;
- Ибрагим Ганнибал, арап Петра – Роберт Гербек, Тахир Балтачеев, Александр Пушкин, Ростислав Славянинов, Юрий Мальцев;
- Русская пляска – Ольга Заботкина, Татьяна Шмырова, Ксения Златковская, Капустина, Ираида Утретская.
Возобновление в Мариинском театре – 31 марта 2016.
Хореография
Р. В. Захарова,
Ю. А. Смекалова;
Балетмейстер
Ю. А. Смекалов;
Дирижёр
В. В. Карклин;
Художник-постановщик
Андрей Севбо,
художник по костюмам
Татьяна Ногинова,
художник по свету
Александр Наумов,
художник-видеографик Александр Логвинов.
Постановка в Большом театре: премьера балета – 27
июня 1949.
Хореограф-постановщик
Р. В. Захаров;
Дирижёр-постановщик
Ю. Ф. Файер;
Художник-постановщик
М. П. Бобышов.
В разные годы партии исполняли:
- Евгений – Владимир Преображенский, затем Алексей Ермолаев, Михаил Габович, Юрий Гофман, Юрий Жданов, Анатолий Кузнецов, Геннадий Ледях;
- Параша – Ольга Лепешинская, затем Галина Уланова, Раиса Стручкова, Нина Чорохова (Чкалова), Нина Чистова;
- Мать Параши – Ирина Оленина;
- Корабельный мастер – И. А. Перегудов;
- Корабельщики – Георгий Соловьёв, Н. Н. Харитонов;
- Царица бала – Марина Семёнова, затем Софья Головкина, Валентина Лопухина, Тамара Ветрова, Зинаида Коротаева, Людмила Черкасова, Ирина Тихомирнова, Марианна Боголюбская;
- Пётр I – Александр Радунский, затем Константин Рихтер, Леонид Мацкевич, Дмитрий Бегак;
- Адъютант Петра – Виктор Смольцов;
- Ибрагим – Александр Лапаури, Леонид Жданов;
- Шут – Владимир Кошелев;
- Уличная танцовщица – Ольга Тарасова, Фаина Ефремова;
- Уличный танцовщик – Борис Борисов;
- Коломбина – Ирина Тихомирнова, затем Евгения Фарманянц, Наталия Орловская, Нина Фетисова, Татьяна Лазаревич;
- Арлекин – Георгий Фарманянц, затем Георгий Бовт.
- 1949 – Ереванский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик И. И. Арбатов (Ягубян);
- 13 октября 1951 — Львовский театр оперы и балета имени Ивана Франко. Балетмейстер-постановщик Н. И. Трегубов, художник-постановщик А. В. Сальман, дирижёр-постановщик Л. М. Брагинский;
- 1952 – Саратовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик В. А. Успенская;
- 1953, 19 декабря – Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик М. Л. Сатуновский, дирижёр А. А. Копылов, художник М. Ф. Домрачев. Исполнители: Евгений – Юрий Гревцов;
- 1955 – Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая, балетмейстер-постановщик Ю. П. Ковалёв;
- 1956, 25 мая – Одесский театр оперы и балета, балетмейстеры-постановщики С. А. Павлов, А. И. Васильева;
- 1963 – Татарский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик С. М. Тулубьева.
АКТ ПЕРВЫЙ
Картина первая
- На Сенатской площади (гуляющая толпа: дамы с офицерами, чиновники, няньки с детьми, гувернеры, мещане, мастеровые и т. д.).
- Танец маленьких детей (девочки со скакалками, с куклами, мальчики на деревянных лошадках и т. д.) – полька.
- Танец с мячиками – вальс.
- Проход Московского полка – марш.
- Евгений (ожидание Параши) – адажио .
- Параша.
- Романс.
- Кумир на бронзовом коне (разговор Параши и Евгения, тема Великого города, антракт). Следующие две картины – рассказ Евгения о Петре.
Картина вторая
- Прибытие иноземного корабля.
- Знакомство России и Европы (команда иноземного
корабля сливается с встречающим народом, вокруг
гостей начинается пляска-хоровод, вызывающая их
на ответные танцы):
- песня-хоровод;
- плясовая.
- Танец голландских моряков с трубками.
- Шотландский танец.
- Иллюминация. Сцены и пляски ряженых:
- шуты;
- народ;
- бояре;
- царский шут отрезает бороды;
- общий пляс.
- Ассамблея (зала в Летнем дворце, ярко освещенная свечами в люстрах и канделябрах) – менуэт.
- Контрданс.
- Выход царицы бала (танцует царица бала с арапом Петра).
- Приход Петра с иноземными гостями, приём послов.
- Танец «Гросфатер». (Взяв за руку даму, Петр в первой паре, а за ним все остальные движутся в этом чинном танце. Вдруг начинается быстрая музыка, и все носятся по зале, как в игре «жмурки». Один из танцевавших оказался без дамы. Это был посол. Ему назначается штраф – кубок Большого орла. Петр и все присутствующие хохочут.)
- Конец рассказа. Параша и Евгений.
АКТ ВТОРОЙ
Картина пятая
- Хоровод (Васильевский остров. Чистенький дворик,
огороженный забором. Калитка в центре. Справа –
маленький домик, где живет Параша. Девушки, подружки
Параши, водят хоровод. Танцуют все вместе, а затем
и по очереди. В танцах девушек и Параши принимает
участие и мать Параши, показывая, как танцевали
«Русскую» в старину.):
- общий хоровод;
- танец задумчивой девушки;
- танец трёх озорных девушек;
- танец Параши;
- танец матери Параши.
- Гадание:
- сцена гадания (Девушки начинают гадать на картах. У Параши выходит плохая судьба, но одна из девушек, озорная и смешливая «гадалка», перемешивает все карты и бросает их в сторону.)
- хоровод;
- появление Евгения.
- Свидание.
- Вариация Евгения.
- Вариация Параши.
- Кода (Евгений пытается поймать Парашу. Они как бы играют в пятнашки, бегая и смеясь. В конце концов он настигает ее и крепко целует) – вальс.
- Прощание. (Поднимается штормовой ветер. Евгению пора уходить, а то могут развести мосты и он не успеет дойти к себе домой. Прощание с Парашей. Евгений уходит, вернее, почти убегает. Он спешит — ему надо успеть перейти мосты.)
- Музыкальный антракт.
- Предчувствие. (Параша беспокоится за Евгения. Ветер усиливается. Параша выбегает из домика, пытается вернуть Евгения. Кричит ему вслед, а ветер все крепчает, и не слышит Евгений криков Параши.)
АКТ ТРЕТИЙ
Картина шестая
- Комната Евгения.
- Беспокойная ночь. (Евгений пытается заснуть, но не может. В это время начинают бить пушки Петропавловской крепости, извещая горожан о подъеме воды на Неве. Евгений вскакивает, быстро накидывает шинель и, распахнув дверь, выбегает на улицу, надеясь пробраться к Параше, к ее дому.)
Картина седьмая
- На Сенатской площади. (На Сенатской площади толпы народа. Взоры всех устремлены к Неве. Буря усиливается.)
- Евгений. (На опустевшую площадь вбегает Евгений. Он простирает руки в сторону Невы, к Васильевскому острову, где сейчас его Параша, но ветер сбивает его с ног. Он почти ложится, но ветер отбрасывает его от Невы.)
- Наводнение. (Нева хлынула из берегов. Евгений в ужасе. Он бросается в воду – к лодке, случайно оказавшейся вблизи от него. Взбирается в лодку и умоляет везти его на Васильевский остров к Параше.)
АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ
Картина восьмая
- Где Параша? (Евгений поспешно выпрыгивает на берег, бежит к месту, где был домик Параши, и не узнает его. Нет ни домика, ни забора, ни ивы – всё унесла вода.)
- Воспоминания (Евгений опускается на пенек, закрывает лицо руками, и… перед ним встают картины его встреч с Парашей.)
- Танец отчаяния.
- Сцена сумасшествия. (Евгений приподнимается с земли. Бессмысленным взглядом обводит все вокруг. И вдруг ударяет себя по лбу и разражается хохотом, а затем, схватившись за голову, быстро убегает.)
Картина девятая
- Сенатская площадь, спустя два дня. (Появляется Евгений. Он всматривается в лежащий за Невой Васильевский остров. Перед ним — Параша. Она протягивает к своему возлюбленному руки, приближается к нему и вновь исчезает. Перед Евгением – «Гигант на бронзовом коне».
- Евгений и Медный всадник. (Евгений бросается к памятнику, прижимается горячим лбом к решетке. Затем отскакивает от памятника и, считая его причиной своего несчастья, посылает ему проклятия. И вдруг Евгению показалось, что Медный всадник ожил и занес над его головой копыта своего коня. В ужасе он бросился бежать (панорама бега Евгения) от цокающих копыт всадника. Евгений в тупике. Куда бы он ни бросился, на него наступает Медный всадник. Шесть Медных всадников! Евгений, бездыханный, падает на землю.)
Картина десятая
- На Сенатской площади, у памятника Петру, толпы гуляющих. Чудесный день золотой осени. Детвора играет, танцует и радуется жизни.