Кавказский пленник
Балет в 3 актах с прологом. Композитор Б. В. Асафьев, авторы либретто Н. Д. Волков, Л. М. Лавровский, И. С. Зильберштейн.
Премьера балета – 14 апреля 1938, Ленинградский Малый
театр оперы и балета. Возобновление спектакля в 1947.
Балетмейстер-постановщик
Л. М. Лавровский;
Дирижёр-постановщик
П. Э. Фельд;
Художник-постановщик В. М. Ходасевич.
Действующие лица и исполнители:
- Бахметьев – Сергей Дубинин, Борис Шавров, Николай Филипповский (1947), Юрий Литвиненко);
- Княжна Нина – Галина Кириллова, Лидия Евментьева, Светлана Шеина (1947);
- Кузина княжны – Е. Н. Ивкова, З. В. Левецкая;
- Князь – В. Е. Николаев, Борис Фенстер;
- Адъютант князя — Николай Филипповский, Борис Фенстер;
- Отец княжны, генерал – А. А. Спесивцев;
- Черкешенка – Елена Чикваидзе, Валентина Розенберг, Т. Н. Успенская;
- Жених черкешенки – Александр Орлов, Николай Филипповский (1947);
- Дамы на балу – Нина Латонина, Тамара Фюрт, Т.В.Иванова, К.В.Леонидова;
- Предводитель отряда – В. Е. Николаев;
- Джигит – Николай Соколов, затем Александр Сычков;
- Горец – Александр Сычков;
- Горская девушка – Тамара Фюрт;
- Отец Черкешенки – Е. А. Кисуленко;
- Зайчик – Галина Исаева, Капитолина Леонидова;
- Друзья Бахметьева, черкешенки, черкесы, музыканты.
1938, 20 апреля – Большой театр.
Балетмейстер-постановщик
Р. В. Захаров;
Дирижёр-постановщик
Ю. Ф. Файер;
Художник-постановщик
П. В. Вильямс.
Действующие лица и исполнители:
- Черкешенка – Марианна Боголюбская, Наталья Конюс;
- Владимир (пленник) – Михаил Габович, Владимир Голубин;
- Полина, известная актриса – Марина Семёнова, Ольга Лепешинская, Суламифь Мессерер;
- Сергей, друг Владимира – Виктор Смольцов;
- Конькобежец-фигурист – Асаф Мессерер, Алексей Жуков, Александр Царман-мл.;
- Молодой черкес – Анатолий Кузнецов, Евгений Качаров;
- Журналист – Виктор Цаплин.
1938 – Киевский театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик
Г.
А. Берёзова.
1938 – Саратовский театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик
В. А. Кононович.
Действующие лица и исполнители:
- Бахметьев – Валентин Адашевский.
1939 – Свердловский театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик
Я. В. Романовский.
1942 – Ереванский театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик
Л. М. Лавровский.
1957 – Харьковский театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик
И. К. Ковтунов.
Пролог
Петербург 20-х годов XIX века. Нарядные гости съезжаются на бал. Среди них скромный армейский офицер Бахметьев, одетый в простой военный сюртук. Он явился на бал, чтобы в последний раз увидеть княжну Нину.
Четверо молодых людей подходят к одиноко сидящему Бахметьеву и спрашивают, отчего он не в парадном мундире? Заметив появление в вестибюле молодого князя, они отходят от Бахметьева — ведь он вольнодумец, общаться с ним неприлично. В вестибюль входит княжна Нина с кузиной и отцом. Бахметьев приближается к ней. Княжна смущена. Как-то осенью в парке она подарила ему на память медальон со своим портретом.
Подходит князь, жених Нины. Княжна знакомит Бахметьева с князем, мужчины обмениваются поклонами. Бахметьев входит в зал. Среди танцующих вальс выделяется кузина княжны в паре с адъютантом князя. Судьи должны выбрать «королеву котильона». Единогласно выбирают кузину. К ее платью прикалывают ленту «королевы» и вручают стрелу для разыгрывания основной фигуры котильона — «таинственное сердце».
Начинаются игры, танцы, смех, веселье. Выкликнув имя княжны и достав фант, «королева» объявляет о том, что Нина должна танцевать с двумя кавалерами — князем и Бахметьевым.
Появление Бахметьева в кругу играющих вызывает неудовольствие: все возмущены дерзким офицером, явившимся на бал не в парадной форме.
Князь не скрывает своего нежелания участвовать в игре с Бахметьевым. Княжну выручает кузина, которая на правах «королевы» предлагает ей танцевать одной. Бахметьев не решается уехать, не повидавшись наедине с княжной. Он пишет Нине записку с просьбой уделить ему в последний раз несколько минут.
Другая комната. Нина читает записку. Входит князь. Нина делает попытку спрятать письмо. Заметив это, князь обиделся и хочет уйти. Нина удерживает его и дает прочесть письмо. В это время приходит Бахметьев. Он видит в руках князя свое письмо. Князь возвращает ему письмо и уводит Нину. Бахметьев хочет догнать их, но его оттесняют мчащиеся в мазурке пары.
Дальняя комната особняка. Бахметьев сидит на диване и держит в руках скомканное письмо. Входит Нина и просит не преследовать ее больше. Бахметьев удерживает Нину и, сняв с шеи подаренный ею медальон, говорит о прошлом. Княжна требует возвратить ей медальон. На это Бахметьев отвечает отказом. Кузина предупреждает о приближении князя и уводит с собой Нину.
Входит князь. Бахметьев в бешенстве. Он вызывает князя на дуэль. Князь принимает вызов и представляет своего секунданта. Бахметьев ищет секундантов среди своих «друзей», но те под разными предлогами отказываются. Оставшись один, Бахметьев мечется по комнате. Одна мысль владеет им: бежать из Петербурга.
Первый акт
Горный аул на Кавказе. На порогах своих жилищ сидят старые горцы. По тропинке идут с песней девушки, неся кувшины с водой. Последней за ними следует Черкешенка. В аул въезжает на коне богато одетый седой горец. Это жених Черкешенки. Ее отец приветствует гостя и помогает сойти с коня. На плоской крыше сакли появляется Черкешенка и, узнав жениха, отворачивается. Он ей ненавистен! На тихую улицу въезжают горцы. Они прискакали с удачного набега, привезли военные трофеи: русские мундиры, оружие.
Молодежь, разгоряченная победой и вином, пляшет. Жених Черкешенки хочет исполнить «Лекури», любимый горский танец. По приказу отца девушка нехотя танцует со своим женихом и по окончании танца быстро скрывается в сакле. Слышны выстрелы. Это, по обычаю горцев, издалека сообщают о крупной победе.
Аул ожил. В толпу въезжает молодой джигит, волоча за собой на аркане русского офицера. Пленного заковывают в кандалы. Джигит, взмахнув кинжалом, клянется в вечной ненависти к русским. Одна только Черкешенка не может оторвать глаз от пленника. Девушки с любопытством смотрят на него. Молодой джигит, влюбленный в Черкешенку, признается, что этот подвиг он совершил ради нее. Он пытается объясниться ей в любви, но в это время на порог сакли выходит ее жених.
Второй акт
Наступает ночь. На крыше сакли появляется Черкешенка, закутанная в чадру. Быстро перебежав улицу, она приближается к пещере, где находится пленник, и опускается перед ним на колени. Заботливо обмыв ему лицо и напоив водой, она приводит его в чувство.
Солнечный день. Перед пещерой лежит скованный офицер. От резкого движения выпал медальон, пленник быстро поднимает его и прижимает к губам. Приходит Черкешенка. Она садится рядом с ним, гладит его волосы. Он обнимает ее, и Черкешенка признается ему в любви. Случайно она замечает медальон. Офицер рассказывает о своей прошлой жизни. Рассказ пленника доставляет страдание Черкешенке, она понимает, что всегда будет чужой для него.
Третий акт
Рассвет. Пленник сидит у крепостной башни, мечтает о свободе. Но мечта несбыточна — на ногах оковы. Черкешенка приносит ему пилу и кинжал. Она распиливает кандалы, вручает кинжал и советует бежать. В это время издали доносится казачья песня. Услышав ее, русский офицер подбегает к обрыву. Обернувшись, он встречается глазами с Черкешенкой. Ее взгляд выражает любовь, страдание. Растроганный, он предлагает ей бежать вместе с ним. Она указывает на медальон.
Бахметьев бросает медальон в пропасть и говорит Черкешенке о своей любви. Обняв ее, он указывает на дорогу, ведущую в Россию. Черкешенка не верит в возможность счастья вдали от родины и отказывается следовать за ним. Она просит остаться с ней на Кавказе. Но этого не хочет пленник. Он стремится на родину. Черкешенка прощается с ним. Стоя на краю обрыва, она смотрит вслед любимому. Казачья песня слышна совсем близко. Взглянув в последний раз на родной аул, Черкешенка бросается в пропасть.
Л. Энтелис.