Асель
Балет в 3 актах. Композитор В. А. Власов, авторы либретто Б. Халиулов и Н. Харитонов.
Премьера балета – 7 февраля 1967, Большой театр.
Хореограф
О. М. Виноградов;
Дирижёр
А. М. Жюрайтис;
Художник-постановщик
В. Я. Левенталь.
Партии исполняли:
- Асель – Нина Тимофеева, (затем Нина Сорокина, Наталья Филиппова, Ирина Холина);
- Ильяс, первый муж Асели – Николай Фадеечев, (затем Борис Акимов, Андрей Кондратов, Борис Хохлов);
- Кадича – Елена Рябинкина, (затем Римма Карельская, Людмила Власова, Елена Холина, Майя Самохвалова);
- Байтемир – Ярослав Сех, (затем Юрий Владимиров, Леонид Козлов, Михаил Цивин);
- Самат, сын Асели и Ильяса – Тахир Камалетдинов;
- Друзья Ильяса, Девушки.
1967 – Киргизский театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик
У. О. Сарбагишев;
Дирижёр
К. М. Молдобасанов;
Художник А. В. Арефьев.
Партии исполняли:
- Асель – Бюбюсара Бейшеналиева, (затем Айсулу Токомбаева, Рейна Чокоева);
- Ильяс – Уран Сарбагишев, (затем Берик Алимбаев);
- Кадича – Светлана Молдобасанова, (затем Асымгуль Баетова, Чинара Таласбаева);
- Байтемир – Бактыбек Арунов, (затем Алексей Карасёв, Борис Суслов, Роберт Уразгильдеев).
1968, 26 декабря – Татарский театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик
У. О. Сарбагишев
1969, 23 ноября – Челябинский театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик Л. В. Воскресенская;
Дирижёр А. Я. Радомский;
Художник-постановщик Н. И. Котов.
Партии исполняли:
- Асель – Галина Борейко (Лариса Ратенко);
1982 – Днепропетровский театр оперы и балета.
Балетмейстер-постановщик Л. В. Воскресенская
Пролог
Весёлую игру Асели и Байтемира с сыном Саматом прерывает появление незнакомого шофера. Асель узнает в нём своего первого мужа – Ильяса. Неожиданная встреча вызывает у них воспоминания о трудном прошлом.
Действие первое
Воспоминания Ильяса. Как-то раз Ильяс увидел девушку в красной косынке – Асель. «Говорить с девушками мне вовсе не впервой, а тут почему-то робел… Мы молчали. Нам было хорошо. Оказывается, так легко, так радостно вести машину, если рядом, почти касаясь локтем, сидит человек, о котором час назад ты ещё ничего не знал, а теперь хочется почему-то только о нём и думать…»
Друзья Ильяса, шоферы автобазы, тепло принимают Асель в свою трудовую семью. «Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются», – думает Ильяс. Только у Кадичи, диспетчера автобазы, появление Асели вызывает досаду и боль. Кадича давно любит Ильяса. Но сердце Ильяса заполнила Асель. «Были только мы, было наше счастье, небо и дорога… Никому, никогда не дам тебя в обиду, тополёк мой в красной косынке…»
Действие второе
Воспоминания Асели. Прошёл год. У Асели и Ильяса родился первенец. С нетерпением ждет Асель мужа из каждой поездки. Но однажды в буран Ильяс не вернулся к обещанному часу. Друзья успокаивают встревоженную Асель. А в это время Кадича, встретив Ильяса, говорит ему о своей любви. «…Билось ее сердце, стучало, как бы требуя своего, долгожданного». Асель, вышедшая навстречу мужу, видит его с Кадичой, видит, что Ильяс не может «воспротивиться этой горячей ласке».
Асель в отчаянии: Ильяс – ее вера и любовь – оказался малодушным человеком. Асель пытается скрыть свое горе от друзей. Но когда друзья стали встречать Ильяса с Кадичой, замечать, что он приходит домой пьяным, то потребовали от него объяснений. Растерянный Ильяс ссорится с друзьями. Он замкнулся в себе, ему стало казаться, что одна Кадича понимает его, говоря: «За жизнью не угонишься; бери, что берется… Зачем дразнить судьбу…»
«Заметался Ильяс… между двух огней. Днем на работе… а вечерами сразу шёл к Кадиче. С ней было удобней, спокойней – как бы прятался от себя, от людей, от правды…» И не хватало мужества у Ильяса признаться во всем Асели. Всё реже возвращался он домой из поездок. Асель пыталась помочь ему найти себя. Но когда Кадича рассказала ей, что Ильяс бывает у неё, Асель не смогла примириться с предательством и, затаив в сердце боль, ушла из дома, взяв с собой ребёнка.
Действие третье
Воспоминания Байтемира. Кончилась война. Солдаты возвращаются домой. Их встречают родные и близкие, лишь один Байтемир не видит никого из своей семьи. Встревоженный, торопится он к дому. Но там его ждёт пепелище. Прошли годы. Время затянуло раны войны. Люди, работа вовлекли Байтемира в свой поток. Однажды он встретил измученную горем женщину – Асель. Байтемир поддержал ее, помог начать новую жизнь. А потом полюбил, «полюбил сразу всей жизнью, всей душой… Всё, что было потеряно, пережито, – всё слилось в этой любви». Самат, сын Асели и Ильяса, стал ему родным.
Эпилог
Вот и встретились три судьбы, три жизни. Ильяс не разлюбил Асель, долго по всему краю искал её, мечтал увидеть снова. Асель верит ему, но так много встало между ними! Для Байтемира вся жизнь теперь заключена в Асели и Самате. Но сказать об этом он не имеет права, чтобы не причинить им боли, чтобы не помешать Ильясу и Асели заново понять друг друга. Пусть они поступят так, как велят им сердце и разум. Ильяс зовет Асель с собой. Она «тихо повела в сторону затуманенные слезами глаза, отрицательно покачала головой». Ильяс остается один. «Прощай, Асель! Прощай, тополёк мой в красной косынке! Прощай, любовь моя! Будь счастлива… До последних дней своих, до последнего вздоха буду помнить Асель и всё, что было прекрасного между нами».
Л. А. Серебрякова.