
Евгений

Пьер Безухов – Евгений Райков.
Опера «Война и мир» С. С. Прокофьева.
Большой театр, 1975.

Фауст – Евгений Райков.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Большой театр, 1969.

Фауст – Евгений Райков.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Большой театр, 1969.

Комиссар – Ирина Архипова, Алексей – Евгений Райков.
Опера «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминова.
Большой театр, 1967.

Ваня – Глафира Королёва, Антонида – Клара Кадинская, Собинин – Евгений Райков.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Большой театр, 1965.

Собинин – Евгений Райков.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Большой театр, 1965.

Ноздрёв – Евгений Райков.
Опера «Мёртвые души» Р. К. Щедрина.
Большой театр, 1977.

Князь Всеволод Юрьевич – Евгений Райков.
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова.
Большой театр.
Фотограф Георгий Соловьёв, музей БТ.

Феврония – Тамара Милашкина, Князь Юрий – Александр Ведерников, Князь Всеволод – Евгений Райков. Поклоны после спектакля.
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова.
Большой театр, 1966.

Радамес – Евгений Райков.
Опера «Аида» Дж. Верди.
Большой театр, 1968.

Самозванец – Евгений Райков, Марина Мнишек – Елена Образцова.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Большой театр.
Фотограф Лариса Педенчук, музей БТ.

Баян – Евгений Райков.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Большой театр.
Фотограф Георгий Соловьёв.

Валерий

Боцман – Валерий Райков.
Опера «Броненосец Потёмкин»
О. С. Чишко.
Дирижёр Г. А. Дониях, постановка А. В. Соколова, режиссёр С. И. Лапиров (1955).
Ленинградский академический Малый театр оперы и балета.

Джон Фальстаф – Валерий Райков.
Опера «Фальстаф» Дж. Верди.
Дирижёр Э. П. Грикуров, постановка Э. И. Каплана (1941).
Ленинградский академический Малый театр оперы и балета.

Егорка – Валерий Райков.
Опера «Мятеж» Л. Ходжа-Эйнатова.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, постановка И. Ю. Шлепянова (1938).
Ленинградский академический Малый театр оперы и балета.

Кюре – Валерий Райков.
Опера «Кола Брюньон» Д. Б. Кабалевского.
Дирижёр Б. Э. Хайкин, постановка И. Ю. Шлепянова (1938).
Ленинградский академический Малый театр оперы и балета.

Расплюев – Валерий Райков.
Опера «Свадьба Кречинского» А. Ф. Пащенко.
Дирижёр Э. П. Грикуров, постановка Н. В. Смолича (1949).
Ленинградский академический Малый театр оперы и балета.

Певец (бас). Окончил Ленинградскую консерваторию в 1925 г. В Малом оперном театре — с 1920 г.
Партии: Шонар («Богема» Дж. Пуччини), Ризничий («Тоска» Дж. Пуччини), Комиссар («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Доктор, Маркиз, Барон («Травиата» Дж. Верди), Фиорелло и Бартоло («Севильский цирюльник» Д. Россини), Дон Паскуале («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Погнер («Мейстерзингеры» Р. Вагнера), Доктор Дапертутто («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Губернатор («Птички певчие» Ж. Оффенбаха), Гаспар («Корневильские колокола» Р. Планкетта), Пухгофф и Оллендорф (оперетта «Нищий студент» Г. Миллёкера), Паль (оперетта «Там, где жаворонок поёт» Ф. Легара), Мяу (оперетта «Желтая кофта» Ф. Легара), Хозяин гостиницы (оперетта «Женихи на колесах» В. Ранцатто), Камердинер («Клоун»), Лотеринги и Скальца (оперетта «Бокаччио» Ф. Зуппе), Адмирал («Колумб» Э. Дресселя), Куно («Прыжок через тень» Э. Кнешека), Парис («Прекрасная Елена»), Менджер («Джонни наигрывает» Э. Кшенека), Комиссар («За красный Петроград» А. Гладковского и Е. Пруссака), Иван Яковлевич, Квартальный и Священник («Нос» Д. Шостаковича), Шуйский («Камаринский мужик» В. В. Желобинского), Помещик («Именины» В. В. Желобинского), Малюта («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Додон («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова), Бермята («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Поп и Квартальный («Леди Макбет»), Писарь («Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Кецал («Проданная невеста» Б. Сметаны), Черевик («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского), Бартоло («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Цунига («Кармен» Ж. Бизе), Вагнер («Фауст» Ш. Гуно), Лоран («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Сашка («Тихий Дон» И. И. Дзержинского), Ротный («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Егорка («Мятеж» Л. Ходжа-Эйнатова), Кюре («Кола Брюньон» Д. Б. Кабалевского), Тюремщик («Мать» В. В. Желобинского), Расплюев («Свадьба Кречинского» А. Ф. Пащенко).

Отт

Опера «Демон» А. Г. Рубинштейна.
Режиссёр-постановщик Эйно Уули (1945).
Театр «Эстония».

Опера «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
Режиссёр-постановщик Юрий Роосаар (1947).
Театр «Эстония».

Опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Режиссёр-постановщик Георгий Туголесов (1948).
Театр «Эстония».

Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Режиссёр-постановщик – ?.
Театр «Эстония», 1951.

Лепорелло – Отт Раукас, Донна Эльвира – Ольга Лунд.
Опера «Дон Жуан» В.-А. Моцарта.
Режиссёр-постановщик Александр Винер (1952).
Театр «Эстония».

Пимен, летописец-отшельник – Отт Раукас, Григорий Отрепьев (Самозванец) – Виктор Гурьев.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Режиссёр-постановщик Александр Винер (1952).
Театр «Эстония».

Иван Карась – Отт Раукас, Одарка, его жена – Эльза Маазик.
Опера «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского.
Режиссёр-постановщик А. Винер (1954).
Театр «Эстония».

Опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Режиссёр-постановщик Александр Винер (1957).
Театр «Эстония».

Опера «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта.
Режиссёр-постановщик Пауль Мяги (1958).
Театр «Эстония».

Опера «Иоланта» П. И. Чайковского.
Режиссёр-постановщик Пауль Мяги (1961).
Театр «Эстония».

Опера «Лембиту» В. Каппа.
Режиссёр-постановщик Удо Вяльяотс (1961).
Театр «Эстония».

Людмила
Шарлотта – Людмила Ревина.
Опера «Вертер» Ж. Массне.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
Фотографы М. Гершман и М. Палей.

Шарлотта – Людмила Ревина.
Опера «Вертер» Ж. Массне.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Вертер – Владимир Кравцов, Шарлотта – Людмила Ревина.
Опера «Вертер» Ж. Массне.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Любовь – Людмила Филатова, Мария – Людмила Ревина.
Опера «Мазепа» П. И. Чайковского.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Гришка Кутерьма – Владимир Ульянов, Феврония – Людмила Ревина.
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Феврония – Людмила Ревина.
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
Фотографы М. Гершман и М. Палей.

Виктория
Певица (сопрано). В 1958 окончила Ленинградскую консерваторию, с того же года солистка Ленинградского академического Малого театра оперы и балета.
Среди партий: Снегурочка («Снегурочка» Римского-Корсакова), Наташа Ростова («Война и мир» Прокофьева), Джильда («Ртголетто» Верди), Адель («Летучая мышь» Р. Штрауса), Серпина («Служанка-госпожа» Перголези), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Лиу («Принцесса Турандот» Пуччини), Нинетта («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева), Арсена («Цыганский барон» И. Штрауса), Баху («Горцы» Ш. Чалаева), Машенька («Машенька» А. Ручьёва) и др.

Марк

Борис Годунов – Марк Рейзен.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Ленинградский театр оперы и балета, 1928.

Борис Годунов – Марк Рейзен.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Большой театр.

Борис Годунов – Марк Рейзен.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Большой театр.

Борис Годунов – Марк Рейзен.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Большой театр.

Борис Годунов – Марк Рейзен.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Большой театр, 1949.

Иван Сусанин – Марк Рейзен.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Большой театр.

Иван Сусанин – Марк Рейзен.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Большой театр.

Олоферн – Марк Рейзен.
Опера «Юдифь» А. Н. Серова.
Ленинградский театр оперы и балета, 1928.

Досифей – Марк Рейзен.
Опера «Хованщина» М. П. Мусоргского.
Большой театр.

Досифей – Марк Рейзен.
Опера «Хованщина» М. П. Мусоргского.
Большой театр.

Досифей – Марк Рейзен.
Опера «Хованщина» М. П. Мусоргского.
Большой театр.

Иван Грозный – Марк Рейзен.
Опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова.
Ленинградский театр оперы и балета, 1926.

Ольга – Мария Елизарова, Иван Грозный – Марк Рейзен.
Опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова.
Ленинградский театр оперы и балета, 1926.

Фарлаф – Марк Рейзен.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Большой театр.

Фарлаф – Марк Рейзен.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Большой театр.

Фарлаф – Марк Рейзен.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Большой театр, 1949.

Мефистофель – Марк Рейзен.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Ленинградский театр оперы и балета, 1927.

Мефистофель – Марк Рейзен.
Опера «Фауст» Ш. Гуно.
Большой театр.

Галицкий – Марк Рейзен.
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Большой театр.

Гремин – Марк Рейзен.
Опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Большой театр.

Гремин – Марк Рейзен.
Опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Большой театр.

Мельник – Марк Рейзен.
Опера «Русалка» А. С. Даргомыжского.
Большой театр, 1949.
Фотограф А. Воротынский.

Виталий
Певец (тенор). После окончания Ленинградской консерватории пел в оперной студии консерватории. С 1959 года солист Ленинградского академического Малого театра оперы и балета.
Среди партий: Левко ("Майская ночь" Н. А. Римского-Корсакова), Ленский ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского), Князь ("Русалка" А. С. Даргомыжского), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди), Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини), Ричио ("Мария Стюарт" С. М. Слонимского), Рудольф ("Богема" Дж. Пуччини, 1960), Баринкай ("Цыганский барон" И. Штрауса, 1965), Берендей ("Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова), Лыков ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова), Принц ("Любовь к трем апельсинам" С. С. Прокофьева, 1964), Сергей ("Катерина Измайлова" Д. Д. Шостаковича, 1965), Жакино ("Фиделио" Л. Бетховена, 1958), Роман ("Первая весна" Г. Л. Жуковского, 1961), Павел ("Ромео, Джульетта и тьма" К. В. Молчанова, 1963) и др.
В 1963 исполнил роль Петьки в опере Б. А. Мокроусова «Чапай» в спектаклях Чувашского музыкально-драматического театра имени К. В. Иванова на сцене Кремлёвского дворца съездов в Москве. Исполнителям главных партий были присвоены почётные звания, в их числе ему было присвоено звание "Заслуженный артист Чувашской АССР".
В театре часто выступал с концертами старинного романса, аккомпанируя себе на гитаре.

Марк

Баптиста – Марк Решетин.
Опера «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина.
Большой театр, 1957.

Гремин – Марк Решетин, Татьяна – Галина Вишневская.
Опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Большой театр, 1970.

Татьяна – Тамара Милашкина, Гремин – Марк Решетин.
Опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Большой театр.
Фотограф Георгий Соловьёв, 1970.


Артур

Опера «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.
Режиссёр-постановщик Аарне Виисимаа (1935).
Театр «Эстония».

Опера «Риголетто» Дж. Верди.
Режиссёр-постановщик Аарне Виисимаа (1935).
Театр «Эстония».

Опера «Паяцы» Р. Леонкавалло.
Режиссёр-постановщик Ханно Компус (1936).
Театр «Эстония».

Александр

Хозе – Александр Розанов.
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Московская частная русская опера.

Руальд, молодой варяг – Александр Розанов.
Опера «Рогнеда» А. Н. Серова.
Режиссёр А. И. Барцал (1897).
Большой театр.

Герман – Александр Розанов.
Опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Режиссёр А. И. Барцал (1891).
Большой театр.

Зигфрид – Александр Розанов.
Опера «Валькирия» Р. Вагнера.
Режиссёр Р. В. Василевский (1902).
Большой театр.
Фотограф К. А. Фишер.

Миме, кузнец – Александр Успенский, Зигфрид – Александр Розанов.
Опера «Зигфрид» Р. Вагнера.
Режиссёр А. И. Барцал (1894).
Большой театр, 1903.
Фотограф К. А. Фишер.

Зигфрид – Александр Розанов, Миме, кузнец – Александр Успенский.
Опера «Зигфрид» Р. Вагнера.
Режиссёр А. И. Барцал (1894).
Большой театр, 1903.
Фотограф К. А. Фишер.

Александр
Радамес – Александр Розуменко.
Опера «Аида» Дж. Верди.
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Пьер Безухов – Александр Розуменко.
Опера «Война и мир» С. С. Прокофьева.
Дирижёр-постановщик
Ю. Х. Темирканов, постановка
Б. А. Покровского, режиссёр Н. Ю. Никифоров (1977).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).

Пьер Безухов – Александр Розуменко.
Опера «Война и мир» С. С. Прокофьева.
Дирижёр-постановщик
Ю. Х. Темирканов, постановка
Б. А. Покровского, режиссёр Н. Ю. Никифоров (1977).
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).
Фотограф Юлия Ларионова.

Нина

Маддалена – Нина Романова.
Опера «Риголетто» Дж. Верди.
Ленинградский Малый театр оперы и балета (Михайловский театр), 1980.

Лель – Нина Романова.
Опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.
Ленинградский Малый театр оперы и балета (Михайловский театр).

Марина Мнишек – Нина Романова, Самозванец – Виктор Пищаев.
Опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
Ленинградский академический Малый театр оперы и балета (Михайловский театр), 1987.

Отрывки
из интервью Нины Романовой. Полностью интервью
опубликовано на сайте газеты
Санкт-Петербургские ведомости.
Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск № 011
от 23.01.2009 Нина Романова: «Перемены – это
всегда к лучшему»
30 января на сцене Михайловского театра состоится
бенефис петербургской певицы Нины РОМАНОВОЙ
В 1976 году она стала солисткой Ленинградского
малого театра оперы и балета (так назывался
в те годы Михайловский театр) и за более чем
тридцатилетний стаж работы исполнила практически
все знаменитые партии, написанные для меццо-сопрано,
включая культовую для любой обладательницы меццо
партию Кармен в одноименной опере Бизе. Накануне
бенефиса с бенефицианткой встретилась наш корреспондент
Светлана РУХЛЯ.
– Нина Ивановна, вы поете на
оперной сцене уже четвертый десяток лет, качеству
же вашего голоса можно только позавидовать.
Это заслуга вашего педагога или есть какие-то
секреты?
– Я благодарна Вере Григорьевне Сопиной, которая
была моим педагогом в Консерватории, и артистам,
окружавшим меня в те годы, когда я делала в
театре первые шаги. Нельзя зацикливаться только
на своей вокальной школе, обязательно надо прислушиваться
к другим певцам, чтобы взять от них что-то хорошее.
– Вы ведь начинали в Молдавском
театре оперы и балета, где работали певицы,
без преувеличения, выдающиеся – Полина Ботезат,
Тамара Алешина, Мария Биешу.
– У них я и училась мастерству, пыталась понять,
почему их голоса «летят» в зал, а мой остается
около меня. Полина Ботезат – она сибирячка,
кстати, по рождению – была великолепной Татьяной
в «Онегине». Тамара Алешина обладала чудесным
меццо-сопрано. Она очень опекала меня и поддерживала.
С Машей Биешу мы вместе выходили на сцену в
«Чио-Чио-Сан». В театре и дирижеры были замечательные:
Исай Альтерман и Леонид Худолей. За три года
работы я наработала прекрасный репертуар: пела
и Маддалену в «Риголетто», и Принцессу Эболи
в «Доне Карлосе», и Княгиню в «Чародейке». А
в «Севильском цирюльнике», вопреки устоявшейся
у нас традиции, когда Розину поют колоратурные
сопрано, пела ее в меццо-сопрановой тональности.
– И даже заслуженную артистку
Молдавской ССР успели получить...
– Об этом я случайно узнала, когда приехала
на прослушивание в Малый оперный.
– А как вы, выпускница Ленинградской
консерватории, в Молдавии оказались?
– В Кировский театр с ангиной прослушивалась,
поэтому и результат получился соответствующий
– отрицательный. Прослушивание в Малый оперный
из-за болезни пришлось совсем отменить. А что,
без работы сидеть? На ярмарке в Ростове-на-Дону
получила приглашение в Чебоксары, но там совсем
петь было нечего, вот и сбежала. В Одесский
театр меня брали на партии драматического сопрано,
но я не считала, что подобные эксперименты пошли
бы моему голосу на пользу. Ну а от Одессы до
Кишинева три часа на электричке. Прибавьте к
этому юность, авантюризм... Молдавский театр
дал мне много во всех смыслах: и репертуар,
и опыт. Представьте, на всю Молдавию – один
оперный театр! К артистам относились с большим
уважением, меня весь город в лицо знал.
– Когда вы начали работать в
Малом оперном, ваша карьера ведь тоже сразу
в гору пошла?
– В жизни многое определяет судьба. Накануне
моего поступления в труппу Евгения Гороховская
ушла в Кировский театр, Татьяна Ерастова готовилась
к рождению ребенка, и в результате в театре
не оказалось молодых меццо-сопрано. Поэтому
каждый месяц меня вводили в новый спектакль.
«Царская невеста», «Трубадур», «Дон Карлос»,
«Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», после
выступления в котором театр объявил меня единственной
Розиной меццо-сопрано в СССР. Хотя, думаю, «единственность»
эта касалось только России. В Малом оперном
в тот период было много прекрасных постановок,
в том числе и детских опер.
– Это был период расцвета Малого
оперного, потом на ваших глазах театр стал меняться
не в лучшую сторону. Что вдруг произошло?
– В природе существуют законы цикличности, и
период расцвета всегда сменяется периодом спада.
Обидно, конечно, было слышать, когда наш театр
стали везде ругать, но, с другой стороны, такое
случалось и прежде, еще до моего прихода. Театр
уже и «разваливался», и «провалился», потом
появился Темирканов, поставили «Порги и Бесс»,
и все постепенно вернулось на круги своя...
– Когда Малый оперный стал Михайловским
и начались серьезные изменения, вас это обрадовало
или испугало?
– Для меня было очевидно, что в прежнем виде
театр оставлять было нельзя. Значит, нужна перестройка.
И несмотря на то что любая перестройка связана
с трудностями, ради театра, хорошего репертуара,
да и просто нормального будущего для молодых
артистов, необходимо все перетерпеть. Перемены
– это всегда к лучшему. Самым же сильным моим
чувством в тот момент было любопытство: сможет
ли произойти «поворот винта», перейдет ли в
театр новое качество? Конечно, за два дня такие
вещи не происходят, но сегодня у меня появилось
четкое ощущение – мы выбираемся!
– Когда художественным руководителем
стала Елена Образцова, вы работали заведующей
оперной труппой.
– На семь месяцев меня хватило, но это связано
только с моей внутренней организацией. Чужда
мне любая административная деятельность – ничего
не могу с собой поделать!
– Но что-то все-таки вы пытались
привнести в период своей деятельности?
– Пыталась возродить индивидуальные занятия
дирижера с солистами. Прежде дирижер не ограничивался
указаниями на спевке, он обязательно приходил
на урок к концертмейстеру и занимался партией
с конкретным солистом. Хотя, как знать: может,
это я осталась в прежнем времени, а сейчас это
не нужно? Сегодня вокалисты музыкально очень
грамотные. Это раньше в консерваторию приходили
люди с колоссальной природой, но нуждающиеся
в обучении элементарной музыкальной грамоте.

Лариса

Мюзетта – Лариса Рудакова.
Опера «Богема» Дж. Пуччини.
Большой театр.

Оскар – Лариса Рудакова.
Опера «Бал-маскарад» Дж. Верди.
Большой театр.

Виолетта – Лариса Рудакова.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Большой театр.

Виолетта – Лариса Рудакова, Жермон – Павел Черных.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Фотограф М. Меробов.
Большой театр.

Марфа – Лариса Рудакова.
Опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.
Большой театр.

Бэла

На видео: Бэла Руденко исполняет арию Лакме (опера "Лакме" Л. Делиба).



Виолетта – Бэла Руденко.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Большой театр.

Розина – Бэла Руденко.
Опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Большой театр.

Розина – Бэла Руденко, Граф Альмавива – Денис Королёв.
Опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини.
Большой театр.

Антонида – Бэла Руденко.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Большой театр.

Антонида – Бэла Руденко.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Большой театр.

Виолетта – Бэла Руденко.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Большой театр.

Виолетта – Бэла Руденко.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Большой театр.

Виолетта – Бэла Руденко.
Опера «Травиата» Дж. Верди.
Большой театр.

Людмила – Бэла Руденко.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Большой театр.

Людмила – Бэла Руденко.
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Большой театр.

Марфа – Бэла Руденко.
Опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.
Большой театр.

Наташа – Бэла Руденко.
Опера «Война и мир» С. С. Прокофьева.
Академический театр оперы и балета Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко.

Церлина – Бэла Руденко.
Опера «Фра-Дьяволо» Ф. Обера.
Академический театр оперы и балета Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко.

Церлина – Бэла Руденко.
Опера «Фра-Дьяволо» Ф. Обера.
Академический театр оперы и балета Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко.

Царица ночи – Бэла Руденко.
Опера «Волшебная флейта» В. А. Моцарта.

Лариса

Любаша – Лариса Руденко.
Опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.
Академический театр оперы и балета Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко.

Соломия – Лариса Руденко.
Опера «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича.
Режиссёр М. М. Кружельницкий (1953).
Академический театр оперы и балета Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко.

Соломия – Лариса Руденко.
Опера «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича.
Режиссёр М. М. Кружельницкий (1953).
Академический театр оперы и балета Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко.

Ирина – Лариса Руденко.
Опера «Судьба человека» И. И. Дзержинского.
Академический театр оперы и балета Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко, 1961.

Мать Максима и Алексея – Лариса Руденко.
Опера «Арсенал» Г. И. Майбороды.
Академический театр оперы и балета Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко, 1960.

Константин
На фотографии: Константин Рушев - Ленский (опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского).

Оперный
певец, педагог, доктор искусствоведения.
Занимался в школьной самодеятельности. Уже будучи
рабочим, пришел в хор Д. С. Васильева-Буглая
при Тамбовском Пролеткульте. В 1918-1922 обучался
в Тамбовской консерватории (класс Л. С. Когана).
В 1925 окончил ГИТИС. Пел в Горьковском и Куйбышевском
оперных театрах. В репертуаре - Владимир Игоревич,
Ленский, Дубровский, Герцог, Фауст и др. С 1950
преподавал в Московской консерватории по классу
вокала и работал помощником директора по национальному
отделению. По совместительству выполнял обязанности
профессора Софийской консерватории.