Собор Парижской богоматери

Балет в двух актах 13 картинах по мотивам одноимённого романа В. Гюго.
Музыка М. Жарра. Автор либретто и хореографии Р. Пети.


Мировая премьера – 11 декабря 1965 в Парижской Опере.

1978, Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова:
Дирижёр В. А. Федотов;
Декорации Рене Аллио (Франция);
Художник по свету Жан Фаннанас (Франция);
Костюмы по эскизам Ив Сен-Лорана (Франция);
Хормейстер Л. М. Тепляков;
Ответственный репетитор Т. В. Балтачеев.

Действующие лица и исполнители партий в разные годы:

  • Эсмеральда – Галина Мезенцева, Елена Евтеева, Татьяна Терехова, Ольга Ченчикова, Наталья Большакова;
  • Квазимодо – Николай Ковмир, Сергей Бережной, Реджеп Абдыев, Вадим Гуляев;
  • Феб – Константин Заклинский, В. Мануилов, Пётр Русанов, Сергей Бережной;
  • Клод Фролло – Юрий Гумба, Марат Даукаев.
2003, 15 февраля – Большой театр.
Дирижёр-постановщик П. Е. Клиничев;
Художник по декорациям и свету Жан-Мишель Дезире (Франция);
Костюмы по эскизам Ив Сен-Лорана (Франция), художник по костюмам Филипп Бино.

Действующие лица и исполнители партий:

  • Эсмеральда – Светлана Лунькина, Анна Антоничева, Екатерина Шипулина, Мария Александрова;
  • Квазимодо – Николай Цискаридзе, Дмитрий Белоголовцев, Геннадий Янин;
  • Феб – Александр Волчков, Андрей Уваров, Константин Иванов;
  • Клод Фролло – Ян Годовский, Руслан Скворцов, Дмитрий Гуданов.

Действие первое


Картина первая. Праздник шутов.

1482 год. Париж. Горожане собираются, чтобы повеселиться на празднике шутов. Тот, кто изобразит самую страшную гримасу, и будет смешнее всех, получит титул «Папы шутов». Неожиданно появляется человек, затмивший всех, – это Квазимодо, звонарь Собора Парижской богоматери. Он не прилагает усилий, чтобы казаться уродливым, таким его сотворила природа. Увидев Квазимодо, толпа объявляет его «Папой шутов».

Картина вторая. Молитва.

Нарушает праздник Клод Фролло, который напоминает, что жизнь дана Богом не для развлечений, а для молитв и покаяний. Квазимодо покорно ложится к его ногам. Фролло он обязан жизнью: покинутого ребенка едва не сожгли на костре, увидев в его уродстве печать дьявола, но священник подобрал его, воспитал и сделал звонарем Собора. Маска неуязвимой добродетели скрывает мрачную зловещую душу Клода Фролло, снедаемого страстью к молодой цыганке Эсмеральде. Он пытается молиться, заражая своим фанатизмом толпу, но молитву нарушает звук бубна Эсмеральды.

Картина третья. Эсмеральда.

А вот и сама Эсмеральда – такая прекрасная, что «Бог предпочел бы её Святой Деве». Фролло приказывает Квазимодо похитить девушку.

Картина четвертая. Погоня.

Начинается погоня за Эсмеральдой среди призрачных видений ночного Парижа.

Картина пятая. Позорный столб.

Эсмеральда спасена отрядом солдат, которыми командует капитан Феб. Цыганка покорена его красотой. Солдаты ведут Квазимодо к позорному столбу, избивая его на глазах толпы. Лишь одна Эсмеральда испытывает жалость к звонарю. Милосердие прекрасной Эсмеральды глубоко потрясает Квазимодо.

Картина шестая. Солдаты.

Картина седьмая. Таверна.

Эсмеральда полна любви и нежности к Фебу. Он ведет её в таверну, где вскоре они остаются одни. Из темноты за ними следит Клод Фролло. Вне себя то ревности он поражает Феба кинжалом и скрывается. Солдаты уводят Эсмеральду.

Картина восьмая. Суд.

Картина девятая. Виселица.

Обвинённой в разврате, убийстве и колдовстве Эсмеральде не от кого ждать снисхождения. Подстрекаемый Клодом Фролло, народ требует для неё казни. Неожиданно появившийся Квазимодо вырывает Эсмеральду у стражи и скрывается с ней в Соборе, дающем право на убежище. Как ни велик гнев Клода Фролло, он вынужден остановить людей, пытающихся ворваться в Собор. Настроение толпы быстро меняется – ей по душе смелость Квазимодо.

Действие второе


Картина десятая. Колокольня.

Квазимодо обходит свои владения. Удостоверившись, что Эсмеральде ничего не грозит, он восторженно бьет во все колокола.

Картина одиннадцатая. Эсмеральда и Квазимодо. Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Он показывает ей Собор. Усталая, она вскоре засыпает. Звонарь сторожит её сон, затем, уверенный в безопасности девушки, уходит. Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Клод Фролло проникает к Эсмеральде. Её приводит в ужас исступленная страсть монаха, и она не может скрыть своего отвращения.

Картина двенадцатая. Осада собора.

Право убежища в Соборе отменено. Солдаты и толпа атакуют Собор. Квазимодо тщетно пытается остановить их.

Картина тринадцатая. Казнь.

Мрачная, фантасмагорическая процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. Палач выполняет свою страшную обязанность. Квазимодо вершит свой суд над Клодом Фролло и уносит ту, которую любил.