Моцарт и Сальери

Одноактный балет на музыку В. А. Моцарта и А. Сальери. Либретто В. Боккадоро по одноимённой трагедии А. С. Пушкина.


  1. 1973, 13 июня – премьера балета, Большой театр:

    Хореограф-постановщик В. Боккадоро;
    Дирижёр-постановщик А. А. Копылов;
    Художник-постановщик В. Ф. Рындин;
    Балетмейстеры-репетиторы В. Л. Никонов, Ш. Х. Ягудин.
    Действующие лица и исполнители в разные годы:
    • Моцарт – Андрей Кондратов (первый исполнитель), Андрей Федотов, Александр Петухов (1989);
    • Сальери – Михаил Цивин (первый исполнитель), Андрис Лиепа (1986), Сергей Бобров, Александр Ветров (1986);
    • Чёрный человек – Николай Фёдоров (первый исполнитель), Валерий Лагунов (1976), Сергей Громов (1986), Марк Перетокин.

  2. 2011, 24 ноября – Красноярский государственный театр оперы и балета

    Хореография и постановка В. Боккадоро;
    Ассистент постановщика М. В. Перетокин;
    Дирижёр А. П. Чепурной;
    Костюмы по эскизам С. Б. Вирсаладзе.
    Действующие лица и исполнители:
    • Моцарт – Вячеслав Капустин, Денис Медведев;
    • Сальери – Дмитрий Соболевский, Кирилл Литвиненко;
    • Альтер Эго – Чёрный человек – Егор Осокин.

Пролог. Музыка, таинство её создания объединяют Моцарта и Сальери.

Монолог Моцарта. Жизнь с её радостями и горестями, воспоминания о прошлом и думы о будущем, размышления о радости бытия и счастье любви, воплощены в музыке Моцарта.

Монолог Сальери. В своём творчестве Сальери, прежде всего, ищет форму выражения музыки.

Встреча Моцарта и Сальери. Моцарт рад встрече с другом. Он спешит поделиться с Сальери своим новым замыслом. Щедрость чувств, искренность мысли, простота их выражения недоступны Сальери.

Раздвоение Сальери. Зависть входит в душу Сальери. Он понимает величие простоты и непосредственности Моцарта, но тем больше начинает ненавидеть его. Тёмная часть его души – Чёрный человек, воплощение зависти и ненависти, подчиняет себе Сальери.

Трио Моцарта, Сальери и Чёрного человека. Разум говорит Сальери, что никогда ему не достигнуть гения Моцарта, но Чёрный человек заставляет разум замолкнуть. Моцарт чувствует присутствие Чёрного человека, вошедшего в их дружбу с Сальери, предчувствует наступление тревог жизни, несправедливости, невоплощённых замыслов смерти. Он пытается отвлечь Сальери от Чёрного человека гармонией красоты музыки, но новое совершенное создание Моцарта ещё больше ожесточает Сальери: лишь смерть Моцарта избавит Сальери от сознания невозможности достичь моцартовского совершенства в творчестве. Сальери наливает яд в чашу и предлагает её Моцарту, как чашу дружбы. Моцарт доверчиво выпивает её, стараясь вернуть дружбу отношений. Но яд начинает действовать. Моцарт просит Сальери помочь ему и вдруг замечает за его спиной Чёрного человека. Он понимает, что умирает, что Сальери убил его. Сальери торжествует – умер Моцарт, умрёт и его музыка, останутся лишь Сальери и его произведения.

Эпилог. Но всё сильнее и сильнее звучит музыка Моцарта, прославляя в веках бессмертный гений его творца.