Медный всадник

Балет. Композитор Р. М. Глиэр, либретто П. Ф. Аболимова.


Постановка в Ленинградском ГАТОиБ имени С. М. Кирова: премьера балета – 14 марта 1949.
Хореограф-постановщик Р. В. Захаров;
Дирижёр Е. А. Дубовской;
Художник М. П. Бобышов, декорации по его эскизам писала Т. Г. Старженецкая.

В разные годы партии исполняли:


Возобновление в Мариинском театре – 31 марта 2016.
Хореография Р. В. Захарова, Ю. А. Смекалова;
Балетмейстер Ю. А. Смекалов;
Дирижёр В. В. Карклин;
Художник-постановщик Андрей Севбо, художник по костюмам Татьяна Ногинова, художник по свету Александр Наумов, художник-видеографик Александр Логвинов.

Постановка в Большом театре: премьера балета – 27 июня 1949.
Хореограф-постановщик Р. В. Захаров;
Дирижёр-постановщик Ю. Ф. Файер;
Художник-постановщик М. П. Бобышов.

В разные годы партии исполняли:

Постановки в других театрах:
  • 1949 – Ереванский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик И. И. Арбатов (Ягубян);
  • 13 октября 1951 — Львовский театр оперы и балета имени Ивана Франко. Балетмейстер-постановщик Н. И. Трегубов, художник-постановщик А. В. Сальман, дирижёр-постановщик Л. М. Брагинский;
  • 1952 – Саратовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик В. А. Успенская;
  • 1953, 19 декабря – Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик М. Л. Сатуновский, дирижёр А. А. Копылов, художник М. Ф. Домрачев. Исполнители: Евгений – Юрий Гревцов;
  • 1955 – Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая, балетмейстер-постановщик Ю. П. Ковалёв;
  • 1956, 25 мая – Одесский театр оперы и балета, балетмейстеры-постановщики С. А. Павлов, А. И. Васильева;
  • 1963 – Татарский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик С. М. Тулубьева.

АКТ ПЕРВЫЙ


Картина первая

  • На Сенатской площади (гуляющая толпа: дамы с офицерами, чиновники, няньки с детьми, гувернеры, мещане, мастеровые и т. д.).
  • Танец маленьких детей (девочки со скакалками, с куклами, мальчики на деревянных лошадках и т. д.) – полька.
  • Танец с мячиками – вальс.
  • Проход Московского полка – марш.
  • Евгений (ожидание Параши) – адажио .
  • Параша.
  • Романс.
  • Кумир на бронзовом коне (разговор Параши и Евгения, тема Великого города, антракт). Следующие две картины – рассказ Евгения о Петре.

Картина вторая

  • Прибытие иноземного корабля.
  • Знакомство России и Европы (команда иноземного корабля сливается с встречающим народом, вокруг гостей начинается пляска-хоровод, вызывающая их на ответные танцы):
    • песня-хоровод;
    • плясовая.
  • Танец голландских моряков с трубками.
  • Шотландский танец.
  • Иллюминация. Сцены и пляски ряженых:
    •  шуты;
    • народ;
    • бояре;
    • царский шут отрезает бороды;
    • общий пляс.
Картина третья
  • Ассамблея (зала в Летнем дворце, ярко освещенная свечами в люстрах и канделябрах) – менуэт.
  • Контрданс.
  • Выход царицы бала (танцует царица бала с арапом Петра).
  • Приход Петра с иноземными гостями, приём послов.
  • Танец «Гросфатер». (Взяв за руку даму, Петр в первой паре, а за ним все остальные движутся в этом чинном танце. Вдруг начинается быстрая музыка, и все носятся по зале, как в игре «жмурки». Один из танцевавших оказался без дамы. Это был посол. Ему назначается штраф – кубок Большого орла. Петр и все присутствующие хохочут.)
Картина четвертая
  • Конец рассказа. Параша и Евгений.

АКТ ВТОРОЙ


Картина пятая

  • Хоровод (Васильевский остров. Чистенький дворик, огороженный забором. Калитка в центре. Справа – маленький домик, где живет Параша. Девушки, подружки Параши, водят хоровод. Танцуют все вместе, а затем и по очереди. В танцах девушек и Параши принимает участие и мать Параши, показывая, как танцевали «Русскую» в старину.):
    • общий хоровод;
    • танец задумчивой девушки;
    • танец трёх озорных девушек;
    • танец Параши;
    • танец матери Параши.
  • Гадание:
    • сцена гадания (Девушки начинают гадать на картах. У Параши выходит плохая судьба, но одна из девушек, озорная и смешливая «гадалка», перемешивает все карты и бросает их в сторону.)
    • хоровод;
    • появление Евгения.
  • Свидание.
  • Вариация Евгения.
  • Вариация Параши.
  • Кода (Евгений пытается поймать Парашу. Они как бы играют в пятнашки, бегая и смеясь. В конце концов он настигает ее и крепко целует) – вальс.
  • Прощание. (Поднимается штормовой ветер. Евгению пора уходить, а то могут развести мосты и он не успеет дойти к себе домой. Прощание с Парашей. Евгений уходит, вернее, почти убегает. Он спешит — ему надо успеть перейти мосты.)
  • Музыкальный антракт.
  • Предчувствие. (Параша беспокоится за Евгения. Ветер усиливается. Параша выбегает из домика, пытается вернуть Евгения. Кричит ему вслед, а ветер все крепчает, и не слышит Евгений криков Параши.)

АКТ ТРЕТИЙ


Картина шестая

  • Комната Евгения.
  • Беспокойная ночь. (Евгений пытается заснуть, но не может. В это время начинают бить пушки Петропавловской крепости, извещая горожан о подъеме воды на Неве. Евгений вскакивает, быстро накидывает шинель и, распахнув дверь, выбегает на улицу, надеясь пробраться к Параше, к ее дому.)

Картина седьмая

  • На Сенатской площади. (На Сенатской площади толпы народа. Взоры всех устремлены к Неве. Буря усиливается.)
  • Евгений. (На опустевшую площадь вбегает Евгений. Он простирает руки в сторону Невы, к Васильевскому острову, где сейчас его Параша, но ветер сбивает его с ног. Он почти ложится, но ветер отбрасывает его от Невы.)
  • Наводнение. (Нева хлынула из берегов. Евгений в ужасе. Он бросается в воду – к лодке, случайно оказавшейся вблизи от него. Взбирается в лодку и умоляет везти его на Васильевский остров к Параше.)

АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ


Картина восьмая

  • Где Параша? (Евгений поспешно выпрыгивает на берег, бежит к месту, где был домик Параши, и не узнает его. Нет ни домика, ни забора, ни ивы – всё унесла вода.)
  • Воспоминания (Евгений опускается на пенек, закрывает лицо руками, и… перед ним встают картины его встреч с Парашей.)
  • Танец отчаяния.
  • Сцена сумасшествия. (Евгений приподнимается с земли. Бессмысленным взглядом обводит все вокруг. И вдруг ударяет себя по лбу и разражается хохотом, а затем, схватившись за голову, быстро убегает.)

Картина девятая

  • Сенатская площадь, спустя два дня. (Появляется Евгений. Он всматривается в лежащий за Невой Васильевский остров. Перед ним — Параша. Она протягивает к своему возлюбленному руки, приближается к нему и вновь исчезает. Перед Евгением – «Гигант на бронзовом коне».
  • Евгений и Медный всадник. (Евгений бросается к памятнику, прижимается горячим лбом к решетке. Затем отскакивает от памятника и, считая его причиной своего несчастья, посылает ему проклятия. И вдруг Евгению показалось, что Медный всадник ожил и занес над его головой копыта своего коня. В ужасе он бросился бежать (панорама бега Евгения) от цокающих копыт всадника. Евгений в тупике. Куда бы он ни бросился, на него наступает Медный всадник. Шесть Медных всадников! Евгений, бездыханный, падает на землю.)

Картина десятая

  • На Сенатской площади, у памятника Петру, толпы гуляющих. Чудесный день золотой осени. Детвора играет, танцует и радуется жизни.