Девичья башня

Балет А. Бадалбейли.


  1. 18 апреля 1940, Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова, балет в 3-х действиях с прологом и эпилогом:

    Либретто А. Бадалбейли;
    Хореографы и постановщики С. Н. Кеворков и В. И. Вронский;
    Дирижёр А. Бадалбейли;
    Режиссёр И. Идаятзаде;
    Исполнители:
    Джангирхан – А. С. Урванцев;
    Полад – К. Н. Баташов;
    Гюльянак, его невеста – Г. Алмасзаде (затем Т. Алиева);
    Айпери, кормилица – М. Бабаева;
    Мать Гюльянак – Л. Тахмасиб.

  2. 1959, вторая редакция:
    Хореография С. Н. Кеворкова и В. И. Вронского;
    Балетмейстер-постановщик Г. Алмасзаде;
    Художник Э. Г. Алмасзаде;

    Исполнители:
    Джангирхан – Константин Баташов;
    Полад – Максуд Мамедов (затем Юрий Кузнецов, Владимир Плетнёв);
    Гюльянак, его невеста – Лейла Векилова (затем Рафига Ахундова, Тамилла Ширалиева).

Во дворце Джангирхана волнение: ждут возвращения из похода грозного владыки. В отсутствие хана его жена родила дочь. С ужасом ожидает она появления мужа: ведь он хотел сына. Визирь успокаивает ее, но она предчувствует беду.

Окруженный пышной свитой, появляется хан. Все падают ниц, а жена, поклонившись своему владыке, смиренно ждет его улыбки. Приносят ребенка. Хан доволен. Он дарит ребенку, будущему наследнику, оружие воина и символ власти - браслет.

Жена хана, отважившись открыть правду, кладет рядом с подарками мужа женский головной убор и говорит ему о рождении дочери.

Приказав убить ребенка, а мать его сделать рабыней, хан вручает начальнику стражи свой кинжал и удаляется. Несчастная женщина, обнимая колени визиря, молит его пощадить ребенка. Визирь соглашается, но с условием, чтобы никогда больше девочка не появлялась на глаза приближенным хана. Кормилица Айпери уносит девочку, захватив с собой и подарок хана - дорогой браслет.

Прошло много лет. В одной из деревень готовятся к свадьбе красавицы Гюльянак и Полада. Старуха Айпери с соседками хлопочет над свадебным столом.

С веселым гомоном вбегают подруги Гюльянак. Начинаются игры, танцы. Заметив, что с руки Гюльянак упала повязка, одна из подруг передает ее невесте. Та, задумчиво поглядев на повязку, снова надевает ее на руку. Пообещав скоро вернуться, подружки убегают. Гюльянак просит Айпери рассказать ей, что это за повязка. Кормилица уклоняется от ответа.

В задумчивости Гюльянак бродит по саду. Появляется Полад. Обрадованный встречей, он говорит девушке о своей любви. Вбежавшие подружки напоминают Гюльянак, что пора одеваться к свадьбе. Все расходятся.

Съезжаются гости. Начинаются веселые пляски. За ними следует свадебный обряд.

Раздаются звуки фанфар. Это Джангирхан с приспешниками. Он решил пополнить свой гарем. По знаку хана стража отводит красивых девушек в одну сторону, некрасивых - в другую.

Увидев Гюльянак, хан впивается в нее взглядом. Он хочет взять ее в жены. Полад подбегает к хану, объясняет, что это его невеста, что сейчас готовится свадебный обряд, он просит, наконец грозит. Хана обступает толпа. Все умоляют его не разрушать счастье молодых. Джангирхан неумолим.

Тогда из толпы выходит Айпери. Она открывает хану тайну рождения Гюльянак: она его дочь. Хан требует доказательств, и Айпери, сняв повязку с руки Гюльянак, достает оттуда браслет и показывает его хану. Тот узнает браслет, но не меняет своего решения.

Гюльянак вынуждена покориться, но просит хана отпустить на волю Полада, а для нее построить на берегу моря семиэтажную башню. Простившись взглядом со своим любимым, Гюльянак закрывает занавески носилок.

Берег моря. Рабы строят башню. Джангирхан торопит их: башню нужно закончить поскорее. Падает обессиленный старик-раб. Надсмотрщики ударами бичей заставляют его подняться, но старик умирает. Полад вырывает плеть у надсмотрщика, бьет его по лицу и скрывается. Джангирхан приказывает разыскать Полада.

Чтобы развлечь Джангирхана, один из военачальников велит начать воинственную пляску. Но хан рассеян. Он мечтает о скорой свадьбе с Гюльянак. Ему чудится волшебный сад, полный девушек, и Гюльянак среди них. Он бросается к ней, но она убегает. Джангирхан старается отогнать Полада, появляющегося рядом со своей любимой, но Гюльянак прячет Полада.

Наконец башня готова. Во дворце хана готовятся к свадьбе. Приходят гости. Среди них узбеки, грузины, армяне. Начинаются танцы. По приказу хана танцует и Гюльянак.

Еле двигаясь, со скорбью на лице ведет девушка танец неволи и принуждения. Неожиданно приходит старая кормилица Айпери. Она смело обращается к гостям и говорит о том, что хан захотел взять в жены собственную дочь. Ударом кинжала хан убивает Айпери. Гости в ужасе разбегаются.

Хан направляется к выходу, но в дверях сталкивается с Поладом. Начинается борьба. Полад убивает хана, затем бросается к башне, куда увели Гюльянак. Услышав шаги на лестнице и думая, что это Джангирхан, Гюльянак бросается в море. Полад только видит мелькнувшую в воздухе фигуру возлюбленной. С рыданием прижимает он к губам шарф Гюльянак.

Л. Энтелис «Балетные либретто».