Берег надежды

Балет-поэма А. П. Петрова, либретто Ю. И. Слонимского.


  • Премьера – 16 апреля 1959, Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр), балет в 3-х актах:

    Балетмейстер-постановщик И. Д. Бельский;
    Дирижёр-постановщик Е. А. Дубовской;
    Художник-постановщик В. И. Доррер.

    Действующие лица и исполнители в разные годы:
        Наш берег: Чужой берег:
    • Потерявшая любимого – Татьяна Легат, (Габриэла Комлева, Маргарита Алфимова);
    • Человек в чёрном – Юрий Мячин (Геннадий Селюцкий, Юрий Дружинин);
    • Рыбак с чужого берега – Александр Лившиц (Юрий Умрихин);
    • Рыбаки, патруль, соблазны.

  • 1970 – Там же, возобновление. Дирижёр-постановщик Ю. В. Гамалей.

  • В других театрах:
    • 1963 – Пермский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик М. М. Газиев, художник-постановщик Н. Н. Корягин.
      Действующие лица и исполнители:
      • Рыбак – Виталий Дубровин;
      • Потерявшая любимого – Римма Шлямова;
      • Сын – Кирилл Шморгонер (Геннадий Судаков);
      • Мать – Марианна Подкина;
      • Дирижёр – Игорь Шаповалов (Виталий Дубровин);
      • Обнажённая в красном – Нина Дьяченко.
    • 1963 – Одесский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Н. И. Трегубов, художник-постановщик П. А. Злочевский;
    • 1963 – Варненская народная опера (Болгария), балетмейстер-постановщик С. Й. Йорданов;
    • 1965 – Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, балетмейстер-постановщик И. Д. Бельский, художник-постановщик В. А. Доррер, дирижёр-постановщик Г. Г. Жемчужин.
      Исполнители:
      • Рыбак – Виктор Пашкевич;
      • Его любимая – Софья Виноградова.
    • 1965 – Туркменский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Э. Танн;
    • 1966 – Башкирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик В. Х. Пяри, дирижёр Н. Сабитов, художник В. Плеснунов.
      Исполнители:
      • Рыбак – Ильдус Хабиров;
      • Его любимая, Надежда – Майя Тагирова.
    • 1977 – Харьковский академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко;
    • 3 июня 1979 – Молдавский театр оперы и балета, либретто Ю. И. Слонимского и М. М. Газиева, балетмейстер-постановщик М. М. Газиев, дирижёр А. А. Мочалов, художник Н. Н. Корягин;

Действие первое

Берег моря. Население рыбацкого поселка спешит навстречу приближающимся баркасам. Одна за другой выходят на берег ватаги рыбаков. Среди них рыбак, которого встречает его любимая.

После разлуки им хочется побыть наедине. Они садятся в лодку и уплывают подальше от берега.

Смеркается. Пора снова выходить в море. Баркас за баркасом отчаливают от берега. Короткое, трогательное прощание с любимой, и рыбак присоединяется к своей ватаге.

Действие второе

Снова берег моря. Но сейчас и небо и море суровы. Тревожно проносятся чайки. Женщины охвачены волнением. Тревога сменяется надеждой, надежда — отчаянием. Не только людям, но, кажется, даже чайкам передается напряжение.

Вдруг по толпе женщин проносится: «Показались баркасы!» Толпа придвинулась к самой кромке берега. Рыбачки ищут глазами каждая своего. Их лица непрестанно меняют выражения.

Истерзанные, шатаясь от усталости, выходят на берег рыбаки. Четверками, опираясь на плечи друг друга, они идут к встречающим их женщинам. Только в одной четверке, между первым и третьим, не хватает человека. Рыбак не вернулся!

В эту трагическую, зияющую пустоту бросается охваченная отчаянием его любимая. Не веря в то, что случилось, она простирает к морю руки, зовет, заклинает. Ей отвечает только грозный рев моря.

И снова берег. Странные постройки. Судя по жестам, походке, одеянию людей, они не русские. Это — чужой берег.

Но так же к морю выходят рыбачки, встречают мужей и уводят домой. И только одна, как бы окаменев, безучастно сидит на обломках лодки у самой воды. Она давно потеряла надежду. Она — девушка, потерявшая любимого.

Вдруг она оживает. Зовет людей. Мечется. Показывает рукой: человек в море!

Может быть, свершилось чудо, может быть, море вернет ей того, кого давно у нее отняло? Все ближе и ближе плывущий человек, все напряженней ожидание, тревога на берегу.

Высокая волна выбрасывает на берег человека. Он без сознания. Девушка, потерявшая любимого, бережно укладывает его на сухой песок, кладет его голову себе на колени, просит окруживших их людей помочь ему.

Неизвестный приходит в себя. Привстает. Делает первые неуверенные шаги. Всматривается в лица и вдруг в ужасе отшатывается. Его пронзает мысль: чужой берег, чужие люди, может быть враги! Обессилев от волнений, он снова опускается на землю.

Среди столпившихся людей возникает спор: что делать с этим человеком? Спор прекращается в то мгновение, когда до слуха спорящих доносятся первые звуки четкого шага приближающегося патруля. Не сговариваясь, они инстинктивно сближаются, прикрывая собой лежащего на земле.

Патруль прошел мимо. И тогда сразу же толпа тает. С рыбаком остается только одна девушка, потерявшая любимого. Неведомо откуда, может быть из глубины души, раненной одиночеством, в ней рождается нежность к этому чужому человеку. Но снова слышится четкий шаг. Патруль возвращается. Замечает рыбака. Окружает его. Схватка. Попытка девушки защитить спасенного ею человека. Её отбрасывают, а рыбака уводят.

Действие третье

Серые голые стены. Тусклый свет. Тюремная камера, куда заключен рыбак. Сколько испытаний выпало на его долю! Но ни грозная стихия, ни жестокость тюремщиков и палачей не в силах сломить его волю.

Ему чудится простор родного берега, чайки, реющие на воле, как бы несущие ему привет от друзей, от любимой. В полутьме камеры возникают фигуры его товарищей. Он призвал их силой своего воображения, силой надежды на освобождение. Но суровая правда жизни отгоняет созданные мечтой образы. Перед ним появляется незнакомец. Он вкрадчиво нашептывает на ухо рыбаку слова участия, рисует перед ним картины «счастливой жизни».

Распахиваются стены камеры. Сверкающий светом и красками зал, роскошно одетые дамы и их кавалеры, сам рыбак в элегантном костюме, выбритый, лощеный.

Картина сменяется картиной. Они уже на пляже, заполненном томно извивающимися красавицами, нашептывающими рыбаку слова, полные соблазна.

Рыбак подзывает к себе неизвестного и точным сокрушительным ударом вышибает его из камеры. Это его ответ на попытки неизвестного заставить человека забыть о своей родине.

И снова в полумраке тюремной камеры рыбак отдается мыслям и мечтам о родине. В этом он обретает силы, более могучие, чем даже те, что удерживают его в стенах тюрьмы. Эти силы помогают рыбаку преодолеть стены, решетки, бдительность часовых, океанский простор и то ли на крыльях, то ли вплавь достигнуть родного берега, берега надежды.